Такой шок – это не по-нашему

Объектив его камеры смакует сцены, которых избегает человеческий взгляд. Больше всего на свете Джоэл-Питер Уиткин любит заглядывать в морги, дома престарелых и анатомические театры


ФОТО: art-forum.org



С первого взгляда знаменитый американский фотограф, садист и извращенец Джоэл-Питер Уиткин напоминает другого, не менее прославленного эксцентрика и извращенца, Вуди Аллена: та же легкая рассеянность в каждом движении, тот же удивленный, детский взгляд. Одним словом, мальчик из хорошей семьи, получивший строгое религиозное воспитание. Однако поклонники фотоискусства, которым довелось посмотреть его работы на московском фестивале "Мода и стиль в фотографии 2005", твердо знают: больше всего на свете пожилой пай-мальчик любит заглядывать в морги, дома престарелых и патологоанатомические театры. Объектив его камеры смакует сцены, которых тщательно избегает человеческий взгляд.

"Уиткин узнаваем по почерку. Последние 30 лет он снимает трупы целиком и по частям. По всему миру он выискивает и живых, но эти живые должны бы завидовать мертвым: уродцы и рахиты, инвалиды, больные водянкой, ампутанты и транссексуалы поодиночке или веселой компанией, – утверждают циничные арт-критики. – Уиткин развивал свою кровожадность постепенно, начинал с безобидных эксгибиционистов и вошел в силу к концу 70-х. Свет фотографий стал сумрачнее, уроды – уродливее, плюс ко всему проявился высоколобый интерес к истории мирового искусства. Комедия дель арте, ренессансный театр, Боттичелли, Караваджо, Веласкес, Пуссен, Моне, Пикассо, Миро". Все творчество Уиткина – это поиск ответов на вопросы: существует ли грань между жизнью и смертью, красотой и уродством, нормой и извращением? Или разграничение этих понятий – одно из заблуждений, веками тиражируемых человечеством?

Уиткин родился в 1939 г. в Бруклине, в семье итальянки-католички и иудея, русского по происхождению. Джоэла воспитывали в строгих религиозных рамках, что сильно повлияло на его мировоззрение. Впервые Уткин стал свидетелем смерти, увидев аварию, в которой погибла девочка. Эта страшная история передается из уст в уста: отрезанная голова девочки упала к ногам 5-летнего Джоэла. Став художником, Уиткин постоянно обращается к фундаментальным темам, размышляя о Боге и сущности бытия.


Фото: art-forum.org

По легенде, придуманной самим фотографом, на ярмарке в Кони-Айленд он встретил трехногого человека, гермафродита и женщину-курицу, которые и стали его первыми моделями. С этого началось его творчество. Затем последовал относительно короткий период работы помощником у профессиональных фотографов и служба в армии, где Уиткин не оставлял свое увлечение фотографией. Здесь он вновь обращается к теме смерти – фотографирует жертвы аварий, самоубийств.

Перед тем, как начать работу в студии, Уиткин делает традиционный для художника эскиз на бумаге, подробно разрабатывая сцены и детали. После окончания фотосессии он надолго пропадает в темной комнате, где проявляет, а затем исцарапывает негативы, добиваясь своего фирменного эффекта. Так рождается произведение искусства – фотография. Уиткин позволяет увидеть созданный им мир, одновременно пугающий и впечатляющий, разрушая наши сложившиеся представления о сексуальности и физической красоте, о терпимости и разнообразии человеческих проявлений.

Сам автор утверждает: "Я не стремлюсь делать что-то шокирующее, сенсационное или моральное. Напротив, мои работы говорят о красоте жизни и ее бренности, о морали и даже о бессмертии". Похоже, этим словам действительно можно доверять потому, что в жизни Уиткин – воплощение жизнелюбия, оптимизма и иронии к себе и окружающим. Провокативность его творчества – не самоцель. В ней нет ничего общего с желанием добиться внимания и популярности любыми средствами. Для Уиткина это естественный способ выражения своих идей, фантазий, образов.

Его фотографии шокирует пуританскую Америку – выставки мастера официально запрещены властями некоторых штатов. Зато у наших соотечественников гермафродиты, ампутанты, андрогины, калеки, а также жертвы аварий и самоубийств пользуются неизменным успехом. Сегодня у московской публики вновь появилась возможность встретиться с творчеством этого художника на персональной выставке Джоэла-Питера Уиткина, открывшейся в галерее Гари Татинцяна.

Выбор читателей