Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Следует, правда, пояснить, что, во-первых, "международными туристами" называют в Китае всех, кто пересекает его границы – неважно, с какой целью и на какой срок. А во-вторых, в их число включаются и граждане из "внутреннего зарубежья" – специальных административных районов Сянган (Гонконг) и Аомэнь (Макао), а также Тайваня. Так что при ближайшем рассмотрении обнаруживается, что из 100 млн визитеров провели в стране не менее суток лишь 39,1 млн человек (рост по сравнению с январем-октябрем 2004 г. на 13,6%), а количество "настоящих" иностранцев составило 16,7 млн человек (рост на 22,6%).
С середины 1990-х годов туристическая индустрия развивается в КНР темпами, существенно опережающими средние темпы роста ВВП (тоже, к слову сказать, немаленькие). В 2002 г. Китай вышел на 5-е место в мире как по количеству принимаемых туристов, так и по инвалютным доходам от туризма. Валовые доходы от "въездного" и внутреннего туризма достигли $68 млрд, или 5,4% ВВП – по сравнению с 2001 г. они увеличились на 11,4%. В 2003 г. это поступательное развитие было прервано эпидемией атипичной пневмонии, вследствие чего поступления от туризма сократились в общей сложности на $8,5 млрд, причем по их инвалютной составляющей Китай откатился на 7-е место. Однако уже в следующем году туристическая отрасль КНР с лихвой наверстала упущенное – ее валовые доходы подскочили сразу на 38,8% и составили $82,6 миллиарда. Страну посетили 109 млн человек (рост на 19% по сравнению с 2003 г.), из них 41,8 млн пребывали в стране более суток (рост на 26,7%), а число "настоящих" иностранцев достигло 16,9 млн (рост на 48,5%). При этом наибольший наплыв иностранных туристов наблюдался из таких стран, как Япония (3,3 млн), Южная Корея (2,9 млн), Россия (1,8 млн) и США (1,3 миллиона). В результате Китай вернулся на 5-ю строчку мирового рейтинга по доходам от "въездного" туризма ($25,7 млрд, или на 47,9% больше, чем в 2003 г.), а по количеству принимаемых туристов поднялся на 4-е место (в 1978 г. по этому показателю он занимал 41-е место). В нынешнем году, как уже было сказано, интенсивное расширение туристической индустрии Китая продолжилось.
Что касается внутреннего туризма, то он начал активно развиваться с середины 1980-х годов. В 2004 г. китайцы совершили по своей стране 1,1 млрд турпоездок (примерно по 1 поездке на каждого жителя КНР старше детсадовского возраста). Доходы от внутреннего туризма составили 471 млрд юаней ($56,9 миллиарда). Попутно отметим такое его направление как "красный", или "революционный" туризм. Многие китайские города извлекают серьезные экономические дивиденды от осуществляемой в Китае "Национальной программы развития красного туризма в 2004-2010 гг." (2005 г. официально провозглашен "годом революционного туризма"). В рамках указанной программы Госуправлением по делам туризма разработано свыше 30 маршрутов по местам революционных событий в 10 районах "красного туризма", специально определенных в качестве таковых ЦК КПК. Примечательно, кстати, стремление китайских товарищей соединить в "красном туризме" идеологические и сугубо коммерческие задачи. Нет, наверное, надобности добавлять, что кроме "красных", разрабатываются и активно пропагандируются также "зеленые" и "культурные" маршруты.
Все чаще, хотя пока в гораздо меньших масштабах, китайцы осуществляют и зарубежные вояжи, притом что официальные турпоездки за пределы Поднебесной стали организовываться лишь в 1997 году. Если в 2002 г. за границей побывали 16,6 млн граждан КНР (включая служебные командировки и поездки по коммерческим делам), то в прошлом году – почти 29 млн человек, из них около 13 млн – в частном порядке. А за первые 10 месяцев текущего года количество выезжавших за рубеж уже составило 25,8 млн человек, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. на 8%. Ричард Миллер прогнозирует, что всего китайцы потратят в этом году на туристические удовольствия внутри и вне страны порядка 700 млрд юаней, что, по его подсчетам, будет равно 10,8% их совокупных расходов.
Прогнозируется также дальнейший рост инвестиций в туристическую отрасль КНР. К началу прошлого года, по данным Государственного управления по делам туризма, сюда уже было привлечено свыше 860 млрд юаней внутренних и внешних капиталовложений, причем последние составили почти половину всех средств, или более $51 млрд – это 11% от общей суммы накопленных страной иностранных инвестиций. В результате к указанному сроку в Китае уже насчитывалось 283 тыс. гостиниц различного класса, включая 9,8 тыс. – "звездных" категорий (в том числе 198 5-звездочных и 727 4-звездочных отелей). В стране действует 13,4 тыс. туристических фирм, а общее число занятых в тех или иных подотраслях туристического бизнеса достигло 39 млн человек. В последние годы создано, в частности, 5 турфирм со 100%-ным и 13 – с долевым участием иностранного капитала: одним из условий, взятых Китаем при вступлении в 2001 г. в ВТО, было обеспечение большей открытости своего рынка туристических услуг.
Чиновники Госуправления по делам туризма планируют, что в 2010 г. число зарубежных туристов (с учетом, повторим, прибывающих из Гонконга, Макао и Тайваня) превысит 200 млн человек, а доходы от этого вида от туризма возрастут до $58 миллиардов. Одновременно количество внутренних турпоездок достигнет 1,9 млрд, а доходы от них – 890 млрд юаней ($110-130 млрд в зависимости от того, какими темпами будет укрепляться юань). Согласно расчетам Всемирного совета по туризму и путешествиям, через 10 лет Китай выйдет на 2-е место в мире по валовым доходам от туризма, уступая лишь США, а к 2020 году – на 1-е место по количеству принимаемых зарубежных туристов и 4-е место по количеству собственных туристов, выезжающих за границу. К тому времени, согласно официальным наметкам, индустрия туристических услуг будет обеспечивать свыше 8% ВВП Китая, превратившись в одну из "опорных" отраслей народного хозяйства.
Таким образом, Поднебесная может стать не только мировым "сборочным цехом", но и мировой туристической Меккой. Остается надеяться, что это будет достигнуто не за счет добровольно-принудительного "красного туризма" в глобальном масштабе.
Украина настойчиво продолжает усугублять конфликт