Кровавого генерала поймали на курортном острове

Хорватский генерал Анте Готовина, обвиняемый в геноциде сербов в 90-е гг., очень скоро предстанет перед Гаагским трибуналом. Он был задержан на острове Тенерифе и сейчас находится в одной из испанских тюрем


ФОТО: АР
ВСЕ ФОТО



Война в Югославии 90-х гг. навсегда останется незаживающей раной на теле Балкан. Сотни и тысячи изуродованных судеб, распад страны, междоусобицы и море крови, пролитой на войне, в которой бывшие соседи оказались по разные стороны баррикад. Рассуждать о причинах этой войны можно до бесконечности, обращаясь к истории балканских стран, их взаимоотношениям и корням одного из крупнейших европейских военных конфликтов конца XX века. Столь же долго можно и говорить о последствиях войны, распаде Югославии и коренном изменении геополитической ситуации в регионе. Пока историки и политологи занимаются теоретизированием, южные славянские народы, некогда проживавшие в одном государстве, продолжают решать межнациональные проблемы, правда, не без вмешательства международного сообщества. Гаагский трибунал, вернее, его подразделение, занимающееся проблемами бывшей Югославии, вот уже несколько лет вершит (или, скорее, пытается вершить) правосудие, которое должно покарать организаторов и участников межнациональной бойни. Сегодня в руки трибунала попал один из самых известных участников сербско-хорватского конфликта середины 90-х гг. хорватский генерал Анте Готовина.

Командующий операцией по очищению от сербов югославской Крайны и обвиняемый в убийстве по национальному признаку 150 сербов и депортации 150 тыс. представителей этой национальности (столько ему вменяет гаагская Фемида), он в течение долгого времени был одним из наиболее разыскиваемых югославских военных преступников. В гаагском списке он занимал почетное третье место: за Радованом Караджичем и Ратко Младичем. И вот 7 декабря он был арестован на острове Тенерифе, куда попал по поддельному паспорту. После ареста Готовина был помещен в тюрьму Мадрида и очень скоро предстанет перед трибуналом.

Обвинения Готовине были предъявлены еще в 2001 г., но вот выследить генерала, имя которого уже стало для сербов синонимом кровопролития и жестокости, не удавалось. Хорватское правительство не прикладывало особых усилий, чтобы помочь найти Готовину, чьи военные преступления в глазах многих хорватов являются настоящими подвигами. Ходили слухи о том, что генерала укрывают священнослужители Ватикана, крупнейшие хорватские бизнесмены и прочие сильные мира сего. Казалось, что выследить Готовину будет столь же невозможно, сколь и Караджича, который уже превратился для Гаагского трибунала в своего рода полупризрак-полумиф: он везде и в то же время нигде. Однако генерал все-таки не смог скрыться от правосудия.

Арест Готовины станет, безусловно, поводом для радости сербов. Он будет одним из немногих несербских преступников, которые появятся перед Гаагским трибуналом. Однако в самой Хорватии его задержание может стать поводом для национального горя. Как только в стране стало известно об аресте генерала, по всей Хорватии и, в первую очередь, в Загребе начались манифестации протеста. Ведь его имя для хорватов, раз и навсегда распрощавшихся с югославизмом как идеей и своим прошлым, в котором они сосуществовали (или жили) в одном государстве с сербами, овеяно героическим ореолом. И даже то, что арест Готовины облегчит вступление Хорватии во множество столь важных для нее международных организаций, вряд ли сможет компенсировать горечь от этого факта. Избавление от сербов, от Югославии, в том числе содеянное руками Готовины (пусть и на крови сотен людей), для них намного важнее, чем все остальное. И для многих в Хорватии Готовина - такой же национальный герой, как и усташи времен Второй мировой войны.

Генерал Готовина доставлен с Канарских островов в мадридскую тюрьму. Фото.

Выбор читателей