Элитное воспитание чувства прекрасного в детях

После долгих страданий и финансовых недоразумений обновленный Центр эстетического воспитания детей и юношества "Мусейон" открыл свои двери в старинной городской усадьбе в Колымажном переулке


ФОТО: museum.ru



В наше время студии эстетического развития и всевозможные центры культурного усовершенствования детей можно обнаружить в любом микрорайоне. Двадцать лет тому назад все выглядело иначе – кроме школьного факультатива и кружка в уездном дворце пионеров будущему советскому интеллигенту рассчитывать было решительно не на что.

Одним из редких оазисов считался ГМИИ имени Пушкина. Детская студия и так называемый Клуб любителей искусств существовали здесь с незапамятных времен. Первые признаки внешкольной работы с детьми обнаруживаются еще в середине 1920-х. "В текущем академическом году (1925/26) в Музее изящных искусств было положено, по предложению сотрудника Института внешкольной работы А.У. Зеленко, начало новому виду просветительской работы…занятиям с детьми от 10 до 14-летнего возраста", – писал тогдашний директор Музея, Н.И. Романов. А с 1928 г. детские кружки уже прочно обосновались в стенах музея.

Согласно концепции эстетического воспитания детей в ГМИИ, в первый раз малыши пересекают порог музея примерно в пятилетнем возрасте. Попасть в изостудию непросто и сейчас, а в советские времена конкурс был огромным. В отличие от художественных школ, ребенок проверялся не только на способность к рисованию, но и на умение воспринимать окружающий мир, "красиво мыслить". В студии не ставили руку, не заставляли штудировать гипсовые фрукты и чучела уток – каждый урок рисования являлся прежде всего продолжением культурологического семинара, где малышей учили рассматривать картины и ценить красоту мраморной кладки на парадной лестнице.

Следующий этап обучения совпадал с появлением уроков истории в школьной программе. В течение трех лет члены Клуба любителей искусств слушали лекции по истории европейского искусства, посещали семинары и ездили на экскурсии. Для особо продвинутых маргиналов были основаны кружки археологии и нумизматики; менее прогрессивные молодые люди, жаждущие приобщиться к высоким материям, могли посещать специальные лекции. С переходом в старшую школу все они сливались в единый Клуб юных искусствоведов, где каждый учащийся уже мог по своему желанию выбрать себе одну из трех основных программ.


Фото: museum.ru

Такова официальная программа клуба, которая, безусловно, порадует родителей, но, разумеется, не объясняет, главных достоинств этой организации. Дело в том, что атмосфера, царившая в музейных кружках, отличилась почти что криминальным по тем временам либерализмом. Дети не только получали требуемую информацию, но и устраивали собственные конференции, готовили праздничные концерты и театральные постановки, устраивали жаркие дискуссии и семинары, ходили на выставки и в мастерские художников, и все это – абсолютно добровольно, без каких-либо намеков на любимую команду педагога: "Встал, построился!". Спектакли для выпускного вечера выбирали сами, сами принимали решение, на какой выставке будет проходить следующий семинар КЮИ – преподаватели лишь мягко корректировали планы и задавали тон дискуссии. Молодому человеку, назвавшему натюрморты Матисса "плевком в пространство", было любезно предложено обосновать свою позицию. Группе товарищей, решивших поставить спектакль по митьковским текстам (в 80-е годы прошлого века!), оказали всестороннюю поддержку. Подрастающие члены Клуба любителей искусств отращивали волосы и жгли свечки в музейной аудитории под песни Джона Леннона – без малейшего сопротивления со стороны местных властей.

Самое замечательное заключается в том, что КЮИ никогда не ставил перед собой конкретной цели взрастить будущих музейных работников. Поэтому на юбилейные встречи в ГМИИ приходят не только художники и искусствоведы, но и филологи, врачи, архитекторы, инженеры, физики и музыканты.

В течение десятилетий музейная аудитория и малюсенькая школьная комната вмещали сотни разновозрастных детей, приходивших на занятия. Наконец, после долгих страданий и финансовых недоразумений, обновленный Центр эстетического воспитания детей и юношества "Мусейон" открыл свои двери в старинной городской усадьбе, расположенной в Колымажном переулке. Стараниями ГМИИ имени Пушкина разрушавшаяся усадьба конца XVIII – начала XIX в. была полностью реконструирована. Новому детскому центру могут позавидовать самые обеспеченные зарубежные коллеги – огромные светлые помещения, концертный зал, библиотека, оборудованная по последнему слову техники компьютерная комната, мастерская керамики, мастерская эстампа с настоящим печатным станком, помещение для занятий детей-инвалидов и многое-многое другое. Конечно, возможности клуба многократно возросли. Остается надеется, что прекрасному колонному залу, просторным коридорам и светлым мастерских удастся сохранить непередаваемый дух юношеского братства и творческой свободы, осенивший его первых воспитанников в тесной аудитории старого музея.

Выбор читателей