Голландские музеи лишатся сотен шедевров

Власти Нидерландов приняли решение передать собрание произведений живописи, стоимость которого оценивается многими миллионами евро, наследникам его прежнего владельца, лишившимся своей собственности в годы войны


ФОТО: The Art Newspaper



В настоящий шок повергло голландских музейщиков решение правительства этой страны передать собрание произведений живописи, стоимость которого оценивается многими миллионами евро, наследникам его прежнего владельца. Речь идет о 202 шедеврах выдающихся голландских, фламандских, французских и итальянских художников, среди которых Рейсдал, Ван Гойен, Стен, Ван Дейк, Ван Остаде, Тенирс, Терборх, Ван Мирис, Лоррен и другие. До войны они принадлежали крупнейшему голландскому торговцу произведениями искусства Жаку Гудстиккеру. Поскольку Гудстиккер был евреем по происхождению, то после оккупации Нидерландов нацистской Германией в мае 1940 г. он вместе с женой и сыном попытался бежать из страны, но погиб.

Один из руководителей фашистской Германии Герман Геринг с помощью угроз заставил вдову Гудстиккера Дезире продать ему большую часть принадлежавшей ее мужу коллекции (примерно 800 полотен) за 2 млн гульденов – сумму, ничтожную в сравнении с ее реальной стоимостью. Остальные произведения из коллекции Гудстиккера перешли в собственность немецкого банкира Алоиса Мидля.

По окончании войны союзники передали около 300 картин голландскому правительству. Семья Гаудстиккеров, перебравшаяся к тому времени в Соединенные Штаты, рассчитывала, что шедевры вернутся к ним. Однако все попытки Дезире получить назад картины наталкивались на отказ нидерландских властей, а сами полотна, казалось, навсегда осели в голландских музеях, среди которых Государственный музей (Амстердам), Королевская художественная галерея (Гаага), Музей Бойманса – Ван Бейнингена (Роттердам) и Лимбургский музей искусства и древностей Боннефантен (Маастрихт).

После смерти Дезире борьбу за наследство Гудстиккера продолжила его невестка Марей фон Заэр. В 1998 г. она проиграла иск к правительству Нидерландов, но в 2001 г. созданная голландскими властями Комиссия по реституции вернулась к рассмотрению этого вопроса не столько с юридической, сколько с моральной точки зрения. Ее рекомендация привела к решению о возвращении собрания Гудстиккера его наследнице. Окончательное решение о передаче картин было принято в минувшие выходные после консультаций между правительством и министерствами культуры и юстиции. Пока неясно, будут ли возвращены семье Гудштиккера две работы Рембрандта, также считающиеся частью этой коллекции.

На этой неделе ожидается официальное заявление правительства Нидерландов о передаче коллекции. Правительство обещает предоставить музеям юридические гарантии, защищающие их от возможных претензий со стороны других семей на произведения искусства, конфискованные либо выкупленные за незначительные суммы во время нацисткой оккупации Нидерландов в 1940-1945 годах.

Стоит заметить, что, по оценкам специалистов, примерно пятая часть живописи и графики, хранящейся сегодня в европейских музеях, сменила своего владельца во время или по окончании Второй мировой войны. Вопрос о реституции перемещенных ценностей до сих пор остается одним из самых болезненных в сфере культурной политики.

Выбор читателей