Москва подводит итог трагедии на Басманном рынке

Власти начинают расследование катастрофы на Бауманской улице, а в это время на адрес президента РФ Владимира Путина приходят телеграммы с соболезнованиями от лидеров соседних государств


ФОТО: AP



Сердце Москвы лежит в руинах печали. Басманный рынок, обрушившийся утром в пятницу, превратился в холодные развалины, спасатели ведут счет жертвам, безутешные родственники разошлись по домам. Официальный итог трагедии таков: 58 погибших, 32 раненых. Тех, кто уцелел в катастрофе, еще вчера развезли по городским больницам, и сейчас их жизнь вне опасности. Почти все они – не москвичи – в основном азербайджанцы, а также несколько грузин и молдован. Торговцы круглосуточного рынка жили прямо в здании, расставив палатки буквально у края бездны, под ржавыми сваями, жили в преддверии аварии, но скорой беды словно и не чуяли.

Беда пришла вместе с оттепелью, когда хлипкое нагромождение металла под тяжелым покровом снега не выдержало и сдалось кошмару – "Трансвааль" повторился, и столицу вновь исказила архитектурная оторопь.

Басманная печаль горше "Трансвааля", она сравнима, пожалуй, лишь с тем, что пережила Польша 28 января сего года, когда обрушился выставочный павильон в г. Катовице. Сегодня лидеры многих государств направляют Владимиру Путину телеграммы – президенты Украины, Азербайджана и Польши выразили глубочайшее соболезнование.

"Весть о многочисленных людских жертвах в результате обрушения крыши на рынке в Москве глубоко опечалила меня, - гласит послание Ильхама Алиева, азербайджанского лидера. - Выражаю Вам, родным и близким погибших свое соболезнование, желаю скорейшего выздоровления пострадавших".

"Мы хорошо понимаем эту боль, так как подобная трагедия коснулась недавно польского народа", - отозвался Лех Качинский от имени всей Польши.

Между тем, российский президент не намерен оставлять это дело втуне, и настоит на тщательном расследовании. С ним согласно и столичное руководство – мэр города Юрий Лужков, не покидавший Басманный рынок с первых часов трагедии до тех пор, пока не сгинула надежда на спасение, уже предложил несколько версий происшедшего: "Первая версия обрушения здания - та, что купол, построенный более 30 лет назад, не выдержал нагрузки снега". Впрочем, не снег всему виной, или, по крайней мере, это не единственная причина аварии: "Нагрузка на крышу не была запредельной, был организованный сток талых вод. Поэтому говорить о том, что причиной обрушения стало превышение, большое количество снега, причин нет", - заметил мэр.

Проект здания Басманного рынка принадлежит руке Нодара Канчели, архитектора "Трансвааль-парка", однако пока никто не винит его в смерти полусотни торговцев. Прокуратура Москвы возбудила уголовные дела по статьям "халатность" и "причинение смерти по неосторожности двум и более лицам". Это значит, что ответственность ложится на плечи администрации рынка, плевавшей на технику безопасности и не желавшей слышать аварийных стонов опор и перекрытий. Недавно к спасателям на Бауманской улице присоединилась следственная группа, ей предстоит выяснить причины обрушения, рассказал журналистам столичный прокурор Анатолий Зуев.

Пока есть лишь предположения, облеченные в официальную форму, и звучат они так: первое - "нарушение правил эксплуатации (здания)", второе - "ненадлежащее исполнение обязанностей должностными лицами при осмотре технического состояния здания", и, наконец, третье – "неверное конструктивное решение при проектировании". Последнее касается Канчели.

Самого архитектора уже вызывали на допрос, и, очевидно, не оставят в покое, покуда не иссякнет скандал. "Он допрошен по интересующим следствие вопросам. Планируется его допрос с учетом выводов следствия в будущем".

Канчели полагает, что дело вовсе не в ущербности его детища, а в том, как владельцы распоряжались зданием. Архитектор пояснил свою точку зрения в беседе с журналистами: "На своеобразной антресоли, которая проходила с внутренней стороны крыши по всему периметру рынка, было установлено много палаток. Конструкция крыши на это не была рассчитана. К тому же, свою роль мог сыграть не убранный с крыши снег". Торговцы селились где попало, в подвалах, например, и вряд ли думали в безоконных комнатах об угрозе, нависшей куполом над ними.

Власти Москвы не раз предупреждали администрацию рынка о том, что зданию требуется ремонт, грозили проверками, осыпали упреками, но покровитель Авось укутал Басманный рынок спокойствием, заразительным для чиновников, а потом вдруг пропал, и оставил за собой руины.

Выбор читателей