Что почем на российском рынке искусств

Издательство "Art Russia Ltd" приготовило подарок для всех, кто продает и покупает русское искусство. Узнать реальные цены на произведения искусства в стране, живущей практически исключительно черным рынком, – тяжелый труд




В преддверии открывшегося накануне XX Антикварного салона, грядущей ярмарки современного искусства "Арт-Москва" и прочих культурно-коммерческих мероприятий, неизменно оживляющих художественную жизнь российской столицы по весне, заграничное издательство "Art Russia Ltd" приготовило драгоценный подарок для всех граждан, продающих и покупающих русское искусство. На днях вышло в свет второе издание ежегодника "DAR. Русское искусство от авангарда до наших дней. Справочник цен". Группа известных искусствоведов, критиков и экспертов под руководством редактора Андрея Сарабьянова собрала внушительный список имен известных художников, чьи произведения регулярно появляются на антикварном рынке. По сравнению с первым изданием состав сборника заметно увеличился, хотя на презентации главный редактор посетовал, что не удалось охватить внушительный раздел русского зарубежья, и прежде всего тех художников, которые уехали из Союза еще до перестройки. Разумеется, изрядно изменились и цены. Масштабные культурные мероприятия вроде гигантской выставки "Россия" в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке радикально улучшили имидж российского искусства, а заодно и цены на русских торгах крупнейших европейских аукционных домов.

Надо отметить, что создатели ежегодника проделали совершенно фантастическую работу. Мало того, что в нашей стране до сих пор не существует элементарного алфавитного справочника отечественных художников (лет 20 назад такое издание готовилось к печати, но перестроечные коллизии разрушили многие издательские планы). Но узнать реальные цены на произведения искусства в стране, живущей практически исключительно черным рынком – тяжелый труд, зачастую требующий не только знания материала, но и тонкой дипломатии. И тысячу раз правы издатели, заявляющие, что сам факт появления на свет второго издания ежегодника – лучшее подтверждение его информационной актуальности и востребованности среди определенного круга читателей. А вот с утверждением: "Мы надеемся, что благодаря совместным усилиям экспертов, художественных критиков, галеристов (в том числе зарубежных), нам удалось представить полную и объективную картину художественного рынка русского искусства XX века", увы, можно поспорить.

И дело тут вовсе не в поиске "блох" – в конце концов, в течение прошлого столетия в нашей стране жили и работали сотни художников, а на всех, как известно, не угодишь. Отразить реальную картину отечественного рынка могло бы, пожалуй, лишь многотомное издание, созданное десятками специалистов и соответствующим образом профинансированное. И все же, как это всегда бывает, справочник мог бы выглядеть куда приличнее, если бы лучшие помыслы кураторов и координаторов проекта не разбились о подводные камни русской действительности. Только в России человек, берущийся быть экспертом в таком важном деле (и, разумеется, не задаром) может позволить себе схалтурить. Только в России у автора могут быть лучшие друзья, знакомые и родственники, которых, вопреки всякой объективности, он запросто может включить в престижное издание. Важные электронные письма, как известно, пропадают во всем мире, но только у нас сообщения никто не хватится, даже хозяин. Не удивительно, что человек, реально связанный с антикварным рынком и пожелавший воспользоваться справочником, обнаружит в нем несколько действительно загадочных фактов. Например, отсутствие ряда крупнейших мастеров, работавших в 20-30-е годы, в том числе Михаила Соколова (и это несмотря на огромную ретроспективную выставку, только что прошедшую в Третьяковке). Зато наличествуют совершенно темные личности, как, например, выпускник ВХУТЕИНа Осип Сидлин, живопись которого, как указано в издании, "не представлена на рынке". Или любимец народа Шилов, тоже на рынке не представленный, потому как всем известно, что Александр Максович работает исключительно по телефонному звонку, а без личной договоренности не нарисует и собаки. Только вот зачем они занимают место в справочнике цен – остается непонятным.

Очень обидно, что в отличие от зарубежных аналогов, в нашем справочнике зачастую отсутствует информация, где и в каком году за произведение дали указанную цену. Принцип "одна бабка сказала...", вероятно, сгодится для внутреннего арт-рынка, но заграничные коллеги нас просто не поймут.

Все эти трудности, как и многие другие проблемы, кураторы ежегодника собираются преодолевать постепенно. Очевидцы, стоявшие у истоков проекта утверждают: если третье издание будет настолько же отличаться в лучшую строну, насколько второе лучше первого, справочник цен на русское искусство будет почти объективным.

Выбор читателей