Лучший овощ – страшненький и скоропортящийся

Цены на органическую продукцию значительно превышают цены на обычные продукты. Она быстрее портится, чаще поражается вредителями, а главное, требует значительно больше человеческого труда




Люди, не доверявшие использованию всяческой "химии" в сельском хозяйстве, существовали давно. Немало таких скептиков было и в рядах английской аристократии. В 1940 г. сэр Альберт Ховард опубликовал книгу "Сельскохозяйственный завет", в которой ратовал за сохранение традиционных методов земледелия. В том же году лорд Норбурн в своей книге "Взгляд на землю" ввел в оборот термин "Органическое земледелие" (organic farming). Термин прижился и ныне широко распространен в мире для обозначения экологического земледелия без применения химических удобрений и ядов.

До 1960-х гг. убежденное органическое фермерство было уделом редких энтузиастов, одиночек и сельских философов. Однако после публикации 1962 г. в США книги американской исследовательницы Рейчел Карсон "Безмолвная весна", посвященной губительному воздействию применяемых в сельском хозяйстве ядов, органическое земледелие стало развиваться по всему индустриальному миру как самостоятельная отрасль сельского хозяйства. Английская аристократия опять оказалась впереди планеты всей: крупнейшим органическим фермером Британии стал принц Чарльз, собственноручно управляющий своим органическим поместьем "Хайгрув".

Осознанная альтернатива

Говоря о современном постиндустриальном органическом земледелии, слово "осознанный" следует подчеркнуть особо. В странах "третьего мира" можно найти немало бедолаг, влачащих жалкое существование на земле и, за недостатком средств на химию, выращивающих что-то вполне приемлемое с точки зрения экологии. Но их хозяйства, строго говоря, органическими назвать нельзя, ибо химические удобрения и яды могут быть использованы под действием самых незначительных обстоятельств. Само слово "органический" уже нельзя использовать без сложной процедуры сертификации в целом ряде стран. Их список значителен: США и Болгария, Исландия и Норвегия, Румыния, Швейцария, Турция, Австрия, Индия и Япония, Филиппины, Корея, Тайвань и Аргентина, Коста-Рика, Тунис и все страны Евросоюза. Правила органической сертификации действительно достаточно жестки, так, например, в США органической не может считаться никакая продукция, выращенная на ферме, где за последние 3 года были хоть единожды использованы любые химические удобрения и яды.

Начиная с 1970-х гг., в промышленно развитых странах проводится кампания по внедрению органических принципов в животноводство, а именно: отказ от стимуляторов роста и профилактического использования медикаментов (лечатся только больные животные); свободное содержание скота (большую часть времени животные проводят на пастбищах или в свободных загонах); использование органического фуража; щадящее обращение с животными (забой на месте, без длительной транспортировки). Примерно в это же время в Европе (особенно в Германии) начинается массовое движение потребителей под девизом "Знай своего фермера, знай что ешь", которое помогло выжить тысячам небольших семейных хозяйств, переходящим на органические методы. Горожане стали налаживать прямые связи, выезжать и закупать продукты у производителей.

Отдельно стоит упомянуть те из органических ферм, которые ставят своей целью сохранение традиционных, вытесняемых из крупных хозяйств сортов культурных растений и пород животных. Так, например, владельцы таких ферм считают, что, несмотря на невысокие удои, старые породы коров отличались более высокой сопротивляемостью заболеваниям и были менее требовательными к качеству корма. Владельцы фруктовых садов считают, что старые сорта обладали неповторимыми вкусовыми качествами и возрождают их. И те и другие считают, что их работа направлена не только на производство вкусной и здоровой пищи, но и способствует сохранению генетического разнообразия.

В 1972 г. была учреждена Международная федерация движений органического сельского хозяйства (IFOAM) со штаб-квартирой в Версале. В 1980 г. Департамент сельского хозяйства США дал органическому земледелию следующее определение: "Производственная система, которая избегает или всецело исключает использование синтетических удобрений, пестицидов, стимуляторов роста, и стимулирующих добавок в корма животных, в такой мере, в какой это возможно полагается на севооборот, заранее планирует неизбежные потери урожая, использует зеленые удобрения и бобовые культуры, привозные органические отходы, механическую обработку почв, естественные минералы и биологические методы с вредителями". В 1995 г. Национальный совет органической стандартизации США дополнил это определение словами: "поощряет биологическое разнообразие, использует биологические циклы и почвенную биологическую активность, восстанавливает, поддерживает и увеличивает биологическую гармонию". В 1998 г. IFOAM официально добавила, что использование генетически модифицированных биологических видов категорически исключается в органическом сельском хозяйстве.

В Европе процедура органической сертификации определена "Общеевропейским соглашением по организации производства сельскохозяйственной продукции" от 24 июня 1991 года. Данное соглашение помимо прочего предусматривает мониторинг сельхозугодий, агротехнических приемов, посевного материала, переработки и упаковки и запрещает: химическое рафинирование, дезодорирование, радиационное облучение, гидрогенизацию, использование искусственных и синтетических подсластителей и ароматизаторов.

Вперед, к большому бизнесу

Изначально органические фермеры явно противопоставляли себя агропромышленному мейнстриму. Предпочитали реализовать продукцию напрямую, через местные рынки или специализированные магазины здоровой пищи, как правило, небольшие. Продукцией супермаркетов, в основном, предпочитали лишь пугать потребителя, тем более что основания для этого были. Весь конец прошлого столетия альтернативное сельское хозяйство в Европе и Северной Америке развивалось опережающими темпами, стабильно наращивая объем производства на 15-20% в год. Ныне только в США органических продуктов питания реализуется примерно на $15 млрд в год (не считая витаминов и БАД, многие из которых также используют бренд "organic"). Не менее 60% американцев считают, что органические продукты полезны для здоровья, а 40% регулярно включают их в свою покупательскую корзину. Заметим, что речь идет, как правило, о самой платежеспособной части потребителей. Не намного отстает и Европа. Объем продаж органических продуктов питания только в Германии составляет около 4 млрд евро.

Такой лакомый пирог не мог оставить равнодушным крупный бизнес, который с конца 1990-х гг. начал стал энергично осваивать производство и продажу органической продукции. Ныне органические позиции можно найти даже в предложении таких гигантов как Procter & Gamble и McDonald's. На сегодняшний день не менее 50% органических продуктов питания продаются через крупные торговые сети, что, в свою очередь, сделало цены на них более доступными.

На картошку в Мичиган...

И все же цены на органическую продукцию пока значительно превышают цены на обычные продукты. И дело здесь даже не в урожайности, которая на органических фермах лишь ненамного отстает от показателей обычных ферм (как правило, находится в диапазоне от 80% до 100%). Органическая продукция быстрее портится, чаще поражается вредителями, а главное, требует значительно больше человеческого труда.

Интересно заметить, что советская идея использовать старшеклассников и студентов "на картошке" получила свое неожиданное развитие в совершенно иной культурной среде Запада. С конца 1980-х гг. среди органических фермеров Северной Америки, Западной Европы, Австралии и Новой Зеландии получило распространение движение WWOOF (Wiling Workers of Organic Farms), то есть добровольных помощников органических ферм. Иногда название этой теперь уже международной организаций со штаб-квартирой в Великобритании расшифровывают как World Wide Opportunities on Organic Farms (что-то вроде "Возможности органических ферм по всему свету").

Органические фермеры – члены WWOOF стали оборудовать гостевые домики и комнаты волонтеров (которых так и называют, "WWOOFer"). "Вуферам" предлагают жилье и питание в обмен на необременительную работу по прополке, уборке урожая и тому подобное в течение 4-х часов в день. Возможны варианты: где-то попросят поработать побольше и немного заплатят, где-то примут с детьми – все зависит от принимающей стороны, с которой всегда просят связываться заранее и напрямую. Практически везде помогут с транспортом до ближайшего крупного населенного пункта. И еще – нигде ни под каким предлогом не будут просить денег, в WWOOF подчеркивают это особо, так как в Восточной Европе уже были попытки нажиться на доверчивых простаках, обещая за $300 обещая работу на "органических фермах Италии". За исключением, может быть, 10-15-долларового регистрационного взноса, который берется в некоторых национальных организациях за членскую карточку и буклет с адресами ферм (во многих странах такие буклеты раздаются бесплатно).

Идея молодежи понравилась, ведь она позволяет отдыхать на свежем воздухе, путешествовать по миру, знакомиться в неформальной обстановке с ровесниками и при этом не тратить ни цента на гостиницы и питание. Помимо приятного времяпровождения молодых людей часто интересует возможность набраться опыта ведения органического бизнеса, так как идея переезда на собственную семейную ферму в будущем является желаемой перспективой для многих из них. Ведь органическое земледелие это не только профессия, не только большой или малый бизнес, но и особый, по-своему привлекательный стиль жизни.

Выбор читателей