Бесконечные нюансы настроения

Александр Древин – один из тех художников, которые были заново открыты после перестройки. Выставка его рисунков в галерее Г.О.С.Т. доказывает, что графические листы Древина обладают не меньшей выразительностью, чем живописные работы




На заре перестройки наши соотечественники открыли для себя немало забытых имен. И все же творчество художника Александра Древина стало одним из главных культурных потрясений. Оказалось, что картины этого талантливого мастера, члена объединения "Бубновый валет", а в 1920-е годы – одного из лучших преподавателей ВХУТЕМАСа и ВХУТЕИНа, практически не известны не только широкой публике, но и многим специалистам.

Биография художника, к сожалению, типична для его времени. Уроженец Лифляндской губернии, а проще – ныне не дружественной нам Латвии, он в 1905-07 гг. неоднократно был арестован за участие в революционной деятельности. Впрочем, боевое прошлое не помогло Древину в эпоху предвоенных сталинских репрессий. В недобрый час он принял участие в деятельности латышского культурно-просветительского общества "Прометей", все члены которого подверглись репрессиям. В январе 1938 г. художник был арестован и вскоре приговорен к высшей мере наказания "за контрреволюционную деятельность".

В течение нескольких десятилетий его работы пылились на антресолях, надежно спрятанные бывшей женой и сподвижницей мастера, Надеждой Удальцовой. Только благодаря этому произведения Древина не были уничтожены и однажды с триумфом возвратились на отечественную арт-сцену.

Экспрессивные, динамичные полотна Древина, отличающиеся своеобразным колоритом, первоначально вызвали интерес исключительно к живописным произведениям мастера. По этой причине графическое наследие художника долгое время оставалось относительно невостребованным. Выставка "Рисунки Александра Древина" в галерее Г.О.С.Т. наглядно доказывает, что его графические листы обладают не меньшей выразительностью, чем лучшие живописные работы. В экспозиции представлены рисунки, созданные, в основном, в 30-е годы прошлого века и относящиеся к периоду расцвета творчества мастера, когда он много путешествовал по Уралу, Алтаю, в Северному Казахстану и Армении. Большая часть экспонатов относится к так называемому "армянскому циклу" (1933-1934 гг.). "Подавляющему большинству работ армянской серии отнюдь не свойственна трагическая обреченность, характерная для живописи того же периода, – считают кураторы выставки. – В рисунках художника жизнь, взаимодействуя с природой, рождает искренность, теплоту, легкость бытия, к которой Древин так стремился в реальности, но скорее находил в творчестве". Горы и деревья, женщины, собирающие урожай, и путник, бредущий с осликом вдоль дороги, – все это привычные нашему глазу образы Востока, которые художник с помощью скупых карандашных штрихов и нескольких мазков тушью наполняет бесконечными нюансами настроения.

И все же в этих небольших, динамичных рисунках с первого взгляда узнаются настоящие, древинские ритмы. Листы "Лошадь под деревом", "Сбор абрикосов", "Пейзаж с оградой" вызывают в памяти наиболее эмоциональные полотна мастера. Древин виртуозно владел карандашной техникой, достигая порой почти живописного эффекта. А самое главное, рисунки не просто сохраняют, но гораздо ярче отражают творческое кредо художника, пропускающего неприглядную действительность сквозь призму своего мироощущения. "Для меня решающим в искусстве является не простое видение, а эмоциональная зарядка от виденного", – писал Древин. Поэтому он, один из немногих, смог почувствовать и передать глубокий лиризм в традиционных сюжетах советского искусства, будь то "Комбинат в горах", "Строительство моста", "Демонстрация" или "Женщины с носилками". В любом случае, речь идет не о подготовительных этюдах или случайных, проходных набросках, а о вполне самостоятельной части творческого наследия мастера, свидетельствующей о высоте и многогранности его таланта. Практически все рисунки, представленные на выставке, экспонируются впервые.

Выбор читателей