...плюс зоофилия для всей семьи

Кино "Азирис Нуна", поставленное по книге главного кинописателя России Лукьяненко, убедительно доказывает, что не на одних тупых шутках держится жанр семейной комедии. Но какой ценой!


ФОТО: azirisnuna.ru



Азирис Нуна
Россия, 2006
Режиссер: Олег Компасов
В ролях: Филипп Авдеев, Роман Керимов, Максим Аверин, Нонна Гришаева, Александр Лазарев-мл., Спартак Мишулин, Александр Филиппенко


Российское кино переживает невиданный подъем. Что, в общем, неудивительно, ибо сначала не было кино, потом все кино было советским, а дальше уже не было никакого. Подъем ощущается. Новенький "Бумер" бьет все рекорды кассовых сборов, а до того целую похмельную страну (1 января! Полные залы! Так не бывает.) развлекал режиссер Бекмамбетов с очередным "Дозором". Невиданный подъем. Ну и, на фоне всего – первое семейное кино новой эпохи. Детское фантастическое кино. По отдаленным и весьма приблизительным мотивам книжки главного русского кинописателя Сергея Лукьяненко (в соавторстве с Юлием Буркиным, правда).

Семейное кино – это, если вы не знаете, такой особый подвид кино детского. "Детское кино для взрослых", можно сказать. Детям одни шутки, взрослым – совсем другие. "Шрек", "Суперсемейка", "Проклятие кролика-оборотня"... Хорошее получается кино – если все элементы были подобраны в нужной пропорции. Если же не были, получаем что-то вроде "Лысого няньки" с Вином Дизелем. Или даже хуже.

К сожалению, "Азирис Нуна" попадает во вторую категорию.

А как все хорошо начиналось! Режиссер Олег Компасов раздал кучу интервью, где обещал возродить жанр "советской детской фантастики" (состоящий, фактически, из фильмов "Гостья из будущего", "Москва–Кассиопея" да "Приключения Электроника") и даже украсить фильм сверхсовременными спецэффектами. Не беда, что книжка "Сегодня, мама!", послужившая основой для фильма, была совершенно бессвязной. Компасов написал сценарий собственноручно – и потерял при этом даже те жалкие остатки сюжета, что просматривались в оригинале.


Фото: azirisnuna.ru

Два героя, хулиган и очкарик, одиннадцати и двенадцати лет соответственно (или наоборот) ухитряются попасть в будущее, прошлое, побывать на космической станции, в древнем Египте, в виртуальной реальности, в лапах человекообразного сфинкса... даже в комнате, набитой летающими апельсинами. Эдак, знаете, психоделичненько. Причем популярный в последнее время вопрос "что же такое употреблял режиссер?" никого уже не интересует. Интересует, как он после этого жив остался. Не каждому дано.

В самых общих чертах фильм выглядит так: герои попадают в Нелепую Ситуацию, не могут найти из нее выхода... Ба-бах! Выход найден. Герои быстренько изображают раскаяние, с экрана льется ненавязчивая мораль ("Мойте руки перед едой!", "Кто чистит зубы по Yтрам, тот поступает мудро!", "Компьютерные игры – корень всех бед!"), и наступает следующая Нелепая Ситуация. В другом времени. В других декорациях.

Вместо сюжетных связок нам предлагают полюбоваться на компьютерную графику. Она в этом фильме есть, причем в невообразимых количествах – сцен режиссер придумал много, а вот с переходами между ними не сложилось. Спецэффекты заменяют здесь логику, здравый смысл и актерскую игру. Спецэффекты летают, сверкают и пузырятся. И – спасибо звукорежиссеру – грохочут. Взрывов немного, но каждое появление трехмерной компьютерной модели сопровождается диким ревом, рвущимся из динамиков, причем рев этот никак не соотносится с разворачивающимся на экране буйством красок. Сами же спецэффекты выглядят... ну, как будто их делали для видеоклипа певца очень средней руки году примерно в 1995-м, а теперь нашли, смахнули пыль и выпустили резвиться на большой экран. Такими видеороликами украшались несколько лет назад самодельные компьютерные игры.


Фото: azirisnuna.ru

Актерская игра достойна отдельного теплого слова. Нескольких слов. Основных персонажей в фильме три мальчик Костя, мальчик Стас и человекоподобный сфинкс Шидла. Нет, серьезно. Сфинкс Шидла. Только не спрашивайте, откуда он взялся, договорились? Шидла носит грим Хеллбоя из фильма, что характерно, "Хеллбой". И комбинезон Хищника из фильма, совершенно верно, "Хищник". И даже косички у него как у Хищника. Если не верите – возьмите плакаты вышеупомянутых фильмов и сравните с кадрами "Азирис Нуна". Это, видимо, творческое заимствование по версии режиссера Компасова. Филипп Авдеев (Костя) и Роман Киримов (Стас) снимались до этого в "Ералаше" – что наложило неизгладимый отпечаток на их манеру поведения перед камерой. Переигрывают – это еще очень мягко сказано. То, что хорошо для юмористической программы, в кино выглядит, скажем так, неправдоподобно. Ладно, им простительно, они еще маленькие. Но вот Максим Аверин в многослойном гриме Шидлы... Театральный актер. Он выходит к невидимой зрителям рампе и начинает зачитывать монолог. Со всеми шекспировскими страстями. К сожалению, монолог этот повествует о бурной ночи, проведенной с черной пантерой... Но очень, знаете, проникновенный.

Чрезвычайно нелепое получилось кино. С красивыми древнеегипетскими костюмами, с путешествиями в во времени, с космосом и телевизионным синоптиком Александром Беляевым в роли предсказателя погоды. Заодно в фильме поднимаются волнующие темы педофилии и зоофилии... И парад летающих апельсинов. Что в этом фильме делают Александр Филиппенко и Спартак Мишулин? Лучше бы вам этого не знать.

В прокате с 16 марта

Выбор читателей