Соблазны путешествия в воображаемое

В рамках Фотобиеннале-2006 в Московском музее современного искусства работают персональные выставки Корнелла Капа, Александра Родченко и Ханса Хаммарскьолда


ФОТО: cultcorp.ru
ВСЕ ФОТО



Одна из заявленных тем Фотобиеннале-2006 – "Путешествие". Организаторы рассматривают ее очень широко: это и путешествие в пространстве, во времени, и воображаемое путешествие. Вторая тема – "Соблазн" – очень тесно связана с первой. Почему человек взял в руки камеру? Почему он нажимает на спуск именно в этот момент, а не в какой другой? Соблазном является сама возможность остановить мгновение, получить метафизическую власть над временем.

Путешествием в незнакомую страну – Москву 1930-х годов – представлены работы Александра Родченко. Его фотографии всегда полны удивления и интереса ко всему, что попадает в объектив, будь это спортивный праздник, демонстрация на Красной площади или идущая по обычной лестнице женщина с ребенком. Измененный ракурс или случайная деталь способны изменить привычную городскую улицу до неузнаваемости.

Фотографии, созданные Корнеллом Капой в ходе избирательной кампании Джона Ф.Кеннеди, – это не обычные портреты кандидата в президенты, а воссоздание атмосферы тех дней. Ликующие лица американцев, воодушевленная Жаклин рядом со своим мужем, говорящим с трибуны пламенную речь. Не стремясь сделать репортажную фотографию, подходящую для новостей, фотограф акцентирует внимание на жесте, взгляде, движении, эмоции, делая характеристику своих героев наиболее выразительной.

Контрастным такому гимну коллективизму станет путешествие в мир шведского фотографа Ханса Хаммарскьолда. В центре его работ – человек, личность. Женщина, ожидающая ребенка, малыш на фоне окна, городской пейзаж в тумане – такие земные и обыденные темы художник превращает в поэзию жизни.

Проект Российского этнографического музея "Путешествие во времени и пространстве. 1900-1910" представляет экспозицию фотографий, отображающих историю и культуру народов, населявших Россию в начале ХХ века. Так называемая этнографическая фотография, сделанная во время экспедиций в отдаленные уголки страны, дает возможность увидеть многое из фотографического наследия русских исследователей (большинство из которых профессионально владели фотографией), еще не известного широкой публике. К одним из самых ранних относятся снимки, сделанные фотографом-исследователем Дудиным во время поездок в Среднюю Азию в 1900-1902 годах. Их отличает простота и точность в передаче яркого мира культуры кочевников и ремесленников. Самобытная культура народов Сибири, тувимских лам и нивхов с Сахалина представлена работами политических ссыльных Ф.Я. Кона (1903 г.) и Б.Пилсудского (1905 год).

"Страсть к красивому" – такое название получила экспозиция фотооткрыток советского периода из частных собраний. Здесь можно увидеть как поздравления со всевозможными праздниками, так и дружеские и любовные приветы. Фотооткрытка, выполненная кустарным образом, была альтернативой официально одобренной открытке, так как целующиеся парочки, голубочки и цветочки считались тлетворным влиянием буржуазного Запада.

Экспозиции открыты в Московском музее современного искусства

Выбор читателей