Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Месяц назад "Yтро" сообщало о другой законодательной инициативе, предусматривающей отмену выборов глав муниципальных образований и назначение их по той же схеме, какая используется ныне для наделения полномочиями глав субъектов Федерации. Однако тот законопроект, разработанный членами фракции ЛДПР, пока лежит без движения. Да и вряд ли будет поддержан парламентским большинством, отлично понимающим, что он противоречит Конституции РФ.
Но почивать на лаврах мэрам не придется. Единороссы, как обычно, подхватили чужую инициативу и творчески ее переработали, чтобы нанести муниципалитетам удар с другой стороны. Они не предлагают назначать мэров, но даже избранные населением, те могут быть фактически отрешены от реального управления. А скорость, с которой законопроект полетел по парламентским кабинетам, позволяет предположить, что инициатива появилась с одобрения Кремля, который уже подмял под себя региональных лидеров и теперь замахивается на основы местного самоуправления (МСУ).
Если предложения об изменении двух названных выше законов будут приняты, губернаторы смогут лишать мэров городов 10 важных полномочий. Речь идет об организации тепло-, газо-, электро- и водоснабжения, вывозе и утилизации бытовых отходов, строительстве и содержании автодорог и мостов, транспортных услуг, установлении правил землепользования и застройки, а также о контроле за использованием земель. Большинство из этих функций, закрепленных в настоящее время за органами МСУ, приносят основные доходы в местные бюджеты. Видимо это и не нравится губернаторам, которые, обладая политической властью, не всегда могут запустить руку в муниципальный карман. Это особенно актуально для дотационных субъектов Федерации, где многие города, тем не менее, успешно самоокупаются и даже имеют реальные доходы.
Губернаторы, как известно, теперь фактически назначаются президентом. Поэтому мэры, избранные населением, считают себя более легитимными руководителями, чем главы регионов. И осмеливаются не платить им дань, вступать в дискуссии и даже оспаривать их решения в судах. И вот теперь у кремлевских назначенцев может появиться прекрасный инструмент политической борьбы против неугодных мэров. Новый закон позволит региональным властям временно лишать глав административных центров ряда полномочий с целью "обеспечения единства систем жизнеобеспечения, коммуникаций и иной инфраструктуры". Скорее всего, организовывать тепло-, газо-, электро- и водоснабжение, вывоз и утилизацию бытовых отходов по-прежнему будут муниципалитеты. А вот прибыльные вопросы (строительство и содержание автодорог и мостов, транспортные услуги, выработка правил землепользования и застройки, контроль за использованием земель) перейдут в ведение уполномоченных региональным законом органов.
Не исключено, что законопроект понравился и самому президенту, поэтому коллективная жалоба, направленная Владимиру Путину, вряд ли поможет российским градоначальникам. Рассчитывать на то, что президент наложит вето на принятый парламентом закон, им не приходится. Но если поправки в указанные законы нарушают Европейскую хартию местного самоуправления, ратифицированную нашей страной в 1998 г., то мэры могут надеяться на поддержку в инстанциях судебной власти.
Что касается политических деятелей, то их оценки рассматриваемого Думой законопроекта пока расходятся кардинально. Член Комитета по вопросам местного самоуправления Совета Федерации Степан Киричук, который 15 лет был мэром Тюмени, считает, что внесение поправок в закон об общих принципах организации власти на местах будет способствовать повышению эффективности управления российскими территориями. По его словам, исполнение ряда функций МСУ исполнительными органами власти региона возможно в тех случаях, "когда муниципалитет неэффективно выполняет функции по жизнеобеспечению, и это напрямую сказывается на положении населения города". А населению, полагает сенатор, по большому счету, все равно, кто конкретно будет решать их проблемы: "Главное, чтобы они решались эффективно, и не "били по карману" рядовых граждан". А глава Комитета СФ по вопросам местного самоуправления Леонид Рокецкий уверен, что этим законом "нас возвращают к советской власти", когда "местное самоуправление, которое входило в вертикаль власти, подчинялось райкомам и горкомам".
Поддерживает закон губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев: "За органами местного самоуправления нужно закрепить те функции, которые они могут выполнять". Шанцев подчеркнул, что в настоящее время органы МСУ наделены функциями, которые не подкреплены административным, организационным, кадровым и материальным ресурсами: "Теперь в каждом поселке есть власть, но она ничего не может". В то же время депутат Госдумы Валерий Сергиенко публично заявил, что он не поддерживает инициативу единороссов: "Мы против таких подходов. Мы за то, чтобы право на введение внешнего управления в случае огромных дефицитов местных бюджетов включало в себя распределение полномочий. Это разные уровни управления. Мэр – это местное управление, это власть народа, а губернатор – государственное управление". Аналогичной позиции придерживается и председатель Уральской гильдии политических консультантов Константин Киселев. Он уверен, что принятие нового закона подорвет основы местного самоуправления, поставит его в зависимость от чиновников вышестоящего уровня власти. Однако ряду муниципальных образований включение во "властную вертикаль" пойдет на пользу, считает политолог. Речь идет, в частности, о Екатеринбурге, мэра которого Аркадия Чернецкого Киселев назвал слабым хозяйственником.
Мэр Ставрополя Дмитрий Кузьмин прямо назвал новый законопроект "чисто политическим вопросом". По его словам, этот документ "принимается, чтобы дискредитировать мэров, а потом и все местное самоуправление". Так же считают и представители СПС и "Яблока".
Позицию парламентского большинства коротко и очень образно озвучил депутат Госдумы Олег Савченко: "Вертикаль должна быть окончательной. Лучше снять с мэра полномочия, чем потом привлекать его к уголовной ответственности". Впрочем, перефразируя депутата, можно сказать и так: лучше спокойно обсудить предложенный законопроект с квалифицированными юристами, чем затем привлекать законодателя к судебным процессам, причем не только в Конституционном суде РФ, но и в европейских инстанциях. И если бы депутаты не гнали лошадей, то, возможно, предложенные поправки стоило бы предварительно направить в Совет Европы, чтобы там его рассмотрели на предмет соответствия Европейской хартии местного самоуправления.
Пока же ясно, что сама идея таких поправок в действующее российское законодательство вызывает множество вопросов. Два из них сформулировал политолог, член Общественной палаты Сергей Зырянов:
1. Федеральный закон №131 "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" принят достаточно давно, в нем уже сейчас оговорены возможные причины отъема полномочий у мэров, в частности, просроченная задолженность муниципалитета, превышающая 30% собственных доходов. Однако на сегодняшний день вообще нет юридической практики такого рода решений. Так целесообразно ли заниматься этими поправками?
2. Как будут учтены обстоятельства возможного отзыва полномочий и на какой срок региональным властям перейдут функции МСУ?
В то же время Зырянов не считает, что поправки противоречат Конституции РФ. Но при попытке давления на муниципалитеты те смогут обратиться в Конституционный суд, дабы решить проблему в правовом поле. Однако политолог не учитывает, что Кремль может оказать давление и на КС. Тогда правовую защиту внутри страны мэры не получат, и им придется жаловаться в европейские структуры.
Украинцы стали пушечным мясом для киевского режима