Россия возвращает Германии Балдинскую коллекцию

Россия возвращает Германии Балдинскую коллекцию, которая была незаконно вывезена с ее территории во время войны. Среди прочего, в нее входят работы Рембрандта, Гойи и Мане. Балдин, который вывез коллекцию, спас ее от мародеров




Россия продолжает возвращать Германии культурные ценности, вывезенные после Великой Отечественной войны. В настоящее время к отправке на родину готовится так называемая Балдинская коллекция, которая состоит из живописных полотен и рисунков.

Коллекция включает 362 рисунка и две картины. В ней есть, среди прочих раритетов, работы Гойи, Мане и Рембрандта. О том, что редчайшее собрание произведений изобразительного искусства будет возвращено Германии, сообщил заместитель руководителя Росохранкультуры Анатолий Вилков.

По словам Вилкова, за последние пять лет России удалось вернуть более 5,5 тыс. культурных ценностей из числа тех, что были украдены в послевоенные годы. Что же касается ценностей, которые были вывезены с территории Германии в ходе военных действий, то в их отношении ведомство придерживается довольно жесткой позиции. Анатолий Вилков подчеркивает, что они рассматриваются в качестве компенсации за военные потери СССР в страшной войне против фашистских захватчиков. Поэтому эти раритеты находятся в России на вполне законных основаниях, а германская сторона осведомлена с этой четкой конструктивной позицией.

Напомним, что Балдинская коллекция, которая скоро вновь сменит место "жительства", включает в себя работы из собрания бременского Кунстхалле, вывезенные в июле 1945 г. из Германии капитаном советской армии Виктором Балдиным. Вопрос о передаче исключительно ценного собрания рисунков и живописных полотен Германии ставился еще в 2005 г., но тогда российский министр культуры Александр Соколов выступил категорически против подобного решения, и в результате оно так и не было принято.

Историки рассказывают, что Виктор Балдин отнюдь не украл коллекцию, напротив, он спас ее от мародеров. Солдаты уже начали расхватывать листки с ценнейшими рисунками для собственных нужд. Тогда капитан выменял у них раритеты на сапоги и губные гармошки, чтобы сохранить культурное достояние побежденной страны. Подчеркивается, что именно в целях сохранения, а не как военный трофей, коллекция была вывезена в СССР.

Родственники ныне покойного Балдина рассказывают, что он всегда хотел, чтобы собрание произведений искусства, оказавшееся у него в руках по воле судеб, вернулось в Германию. Он обращался с этой просьбой в письмах к Брежневу, Горбачеву и Ельцину, причем ответил борцу за справедливость только последний. Президент России согласился с тем, что работы надо вернуть, но Балдин умер, не оставив соответствующего письменного завещания, которое позволило бы выполнить его волеизъявление на законных основаниях.

Но за исполнением благих намерений нельзя забывать о том, что Россия также потеряла в годы войны огромное количество культурных ценностей, многие из которых, как подозревает культурная общественность, утрачены навсегда. "Обратный процесс" по возвращению украденных из России произведений искусства идет своим чередом, однако "бартера" пока не получается. Пока в Россию возвращено только 51 произведение, утраченное в годы войны.

Росохранкультура стремится взять этот вялотекущий процесс под свой контроль, составив каталог ценностей, которые подлежат возвращению, но пока находятся за границей. По словам Анатолия Вилкова, у них в разработке сейчас находится приблизительно десяток предметов искусства, которые должны "приехать" домой из США, Франции и Прибалтики. Последняя является рекордсменом по количеству незаконно вывезенных из России раритетов. Например, там было обнаружено столовое бюро работы мебельного мастера Гамбса. Его стоимость оценивается в 700 тыс. фунтов стерлингов. Специально для упрощения и ускорения процесса международного "обмена" ценностями Росохранкультура выпустила каталог утраченных Россией культурных реликтов, в который вошло 25 тыс. единиц.

Но некоторые памятники культуры, судя по всему, не вернутся к нам никогда. Неизвестной остается судьба печально знаменитой Янтарной комнаты. Скорее всего, предполагают специалисты, комната либо сгорела, либо разлагается под землей – дело в том, что янтарь в определенных условиях подвержен процессам распада. Из всей композиции целыми остались только "Панно" и "Комод", украденные немцами. Напомним, что три года назад Янтарная комната была воссоздана, что обошлось России более чем в $11 миллионов.

Выбор читателей