В России появились писатели, которым не грозит забвение

Колоссальный слом, который произошел в России в девяностых, не может не вызвать к жизни крупных мастеров слова. Впрочем, среди тех, чьи книги читают сейчас, есть несколько писателей, которым не грозит забвение




23 апреля — символическая для мировой литературы дата: в этот день в 1616 г. умерли Сервантес, Шекспир и Инка Гарсиласо де ла Вега. Это также день рождения или смерти таких известных авторов, как Морис Дрюон, X.Лакснесс, Владимир Набоков, Дж. Пла и Мануэль Мехиа Вальехо. Немудрено, что в 1995 г. в Париже Генеральная конференция ЮНЕСКО решила отдать дань уважения книгам и авторам, призывая всех, и особенно молодежь, находить удовольствие в чтении и уважать вклад тех, кто содействовал культурному прогрессу человечества. Поэтому был учрежден Всемирный день книг и авторского права. О том, как этот праздник отмечается в России, о перспективах развития литературы в нашей стране и о проблемах, с которыми сталкиваются литераторы, корреспондент "Yтра" поговорил с известным российским писателем – прозаиком, публицистом, сценаристом - Юрием Поляковым.

"Yтро": Юрий, Всемирный день книг отмечается вот уже одиннадцатый год. Но в России об этом празднике знают немногие. Как Вы считаете, почему? С чем это связано?

Юрий Поляков: Это связано, прежде всего, с тем, что наше телевидение за исключением, пожалуй, канала "Культура" объявило бойкот настоящей книге. И пока эта ситуация не изменится, мы будем знать все о карнавалах геев и лесбиянок, фестивалях нудистов, праздниках русской водки, но ничего о Всемирном Дне книги. Заметьте, писатель как персонаж эфира, фактически исчез, о жизни рассуждают в основном люди, которые, наверное, не прочитали в жизни ни одной серьезной книги.

"Y": Как этот праздник в России отмечается, если он вообще как-нибудь отмечается?

Ю.П.: Насколько я знаю, этот праздник отмечается в библиотеках. Я сам принимал участие однажды в торжестве, посвященному Дню книги. Но все это локально, а должно быть в общем национальном масштабе. Ведь отчуждение от серьезной книги – путь варварства.

"Y": Принято у нас на 8 марта говорить о женщинах, на 23 – о мужчинах, в День космонавтики – о Юрии Гагарине и о проблемах в космосе. Давайте и мы не будем отходить от этих традиций, и в День книги поговорим о проблемах в области литературы. А их у нас, к сожалению, предостаточно. Не читает у нас молодежь серьезную литературу. В вагоне метро из тридцати читающих книги – двадцать восемь читают Донцову и лишь двое - учебники. Это не может не огорчать. Как Вы считаете, с чем это связано? Почему у нас люди предпочитают так называемый "иронический детектив" и прочее "бульварное чтиво"?

Ю.П.: Это происходит потому, что у нас широко рекламируются только книжная продукция, а не литература. Только ПИПы (персонифицированные издательские проекты), а не писатели. Существует непонимание того, что книжный бизнес – дело особенное. Это как в фармакологии: лекарство должно продаваться и приносить прибыль, но оно должно помогать человеку, а не вредить. Что касается иронических детективов, никакие это не иронические, а дурашливые детективы, ибо ирония предполагает ум, глубину, тонкость, а дурашливость - в наличие у любого глупца. Вот и появился вал книг, которые делают людей не умнее, а глупее. Кто-то, конечно, на этом зарабатывает, т.к. толкать человека вниз легче, чем тянуть вверх. Но нация, в целом, от этого проигрывает.

"Y": Кого сегодня можно назвать "модным автором?" Можно ли "модного автора" Оксану Робски считать литератором, Писателем?

Ю.П.: Модные авторы появляются каждый месяц, и каждый месяц исчезают, а на хорошего писателя мода длится годами, десятилетиями и даже столетиями. Оксана Робски, по-моему, человек способный. В ее сочинениях есть признаки литературы. Проявятся ли эти признаки в литературе зависит от многого, и прежде всего, от самой Робски.

"Y": Хочется верить, что в российской литературе не все так грустно и нам имеет смысл ждать хорошие и качественные романы. Научите, что делать молодым авторам, которые написали свой первый роман. Эту книжку уже прочла и восхитилась мама юного гения и теперь он уверен, что его шедевр должен стать достоянием общественности? Куда ему идти? С чего начать свой "звездный путь" писателя?

Ю.П.: Если написано первое сочинение, надо обязательно показать его специалистам. Мамы и знакомые тут не авторитет. Диагноз, как и при болезни, ставит специалист, лучше всего обратиться в литературное объединение. Если же такого поблизости нет, то в местную писательскую организацию.

"Y": Понятно, что путь у молодого писателя будет не только "звездным", но и "тернистым". С какими проблемами сталкиваются литераторы в России? Давайте попробуем "подстелить им соломки"?

Ю.П.: Таких проблем много, особенно у начинающих. Прежде всего, не так просто заинтересовать своим сочинением издателей. Поток рукописей большой, часто в этой графоманской реке тонут стоящие рукописи. Я бы советовал, в таком случае, пробиться к серьезному писателю, которого молодой автор уважает и попросить рекомендательное письмо. Уверяю, если вы талантливы, (а для этого достаточно прочитать Вашу главу и несколько стихотворений), мэтр в поддержке никогда не откажет. Литературный талант такая же редкость, как безукоризненная женская красота. Далее - начинающему автору издатели норовят заплатить по минимуму. Поначалу в тактических целях с этим можно примирится. Но потом, когда придет первый успех, нужно добиваться достойной оплаты своего труда. Поэтому не мешает обзавестись опытным литагентством, но не таким, что надувает сообща с издателем. И последнее: никогда не надейтесь на критиков, они болезненно завистливы и злобно необъективны. Ведь почти каждый критик- несостоявшийся поэт, прозаик, драматург. Из-за разгромной статьи критика не стоит пить не только валерьянку, но даже и водку, а все остальное зависит о таланта и удачливости отпущенных Вам Богом.

"Y": Есть ли у российской литературы перспективы развития? Как Вы считаете, уже родились новые пушкины, лермонтовы, толстые, достоевские или нам не имеет смысла ждать гениальных авторов, чьими произведениями зачитывались бы из века в век?

Ю.П.: Вполне возможно, что новые гении уже не только родились, но и делают первые шаги в литературе. Тот колоссальный слом, который произошел в России в 90-х гг., не может не вызвать к жизни крупных мастеров слова. Впрочем, и среди тех, чьи книги читают сейчас, есть по крайней мере несколько писателей, которым не грозит забвение.

"Y": Спасибо за интервью.

Выбор читателей