Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Напомним, впервые вопрос о выходе Грузии из СНГ был официально обозначен в канун второй годовщины "бархатной революции роз", 22 ноября 2005 года. Грузинский парламент при поддержке спикера Нино Бурджанадзе принял решение о начале консультаций по выходу из СНГ с президентом Михаилом Саакашвили. Однако грузинские министры тогда инициативу парламента не разделили и заявили, что на данном этапе вопрос не актуален. Сам Саакашвили позднее заявлял, что лично у него нет никаких планов по выходу Грузии из Содружества. А премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели отметил, что возможности СНГ еще далеко не исчерпаны. Между тем, грузинская оппозиция изначально заявляла о том, что членство Грузии в СНГ идет вразрез с ее курсом на интеграцию в НАТО и европейские структуры.
Теперь о нецелесообразности дальнейшего пребывания Грузии в Содружестве задумался и сам Саакашвили. 2 мая в Кутаиси он заявил: мол, нужно взвесить все "за" и "против". Если у Грузии нет никакой выгоды в нахождении в Содружестве, "кроме как быть униженной", парламент и народ "должны принять соответствующее решение". Он поручил правительству изучить вопрос и в течение пары месяцев представить экономическое обоснование целесообразности нахождения Грузии в составе СНГ. Лично Саакашвили считает, что "принудительное вступление Грузии в СНГ хоть и было унизительным, но все же имело положительный результат": за этот период были налажены отношения со странами бывшего СССР и двусторонние отношения с Россией.
Коснувшись больной темы, он добавил, что Грузия не болеет русофобией и хочет иметь добрососедские отношения с Россией. При этом он не смог обойти стороной решения Роспотребнадзора запретить ввоз в Россию фруктов, овощей и вина из Грузии, отметив, что цель этих мер - "вызвать в Грузии голод и социальные проблемы, которые помешают восстановлению территориальной целостности". "Пора нам проснуться, правильно оценить ситуацию и определить перед какой опасностью мы стоим", - подчеркнул Саакашвили.
Спустя пару дней, на международной конференции, посвященной сотрудничеству стран Балтийского и Черного морей в Вильнюсе, Саакашвили вновь затронул тему выхода из СНГ. "Пример Литвы показывает, что Тбилиси, покинув СНГ, не пропадет", - отметил он. Говоря о России, грузинский президент использовал уже несколько иную риторику: мол, отношения Москвы и Тбилиси сегодня настолько плохи, что дальше им ухудшаться уже некуда, и пообещал не допустить "провокации" и "военное давление". "Если в Москве создают препятствия нашим демократическим ценностям, то это означает увеличение опасности", - отметил Саакашвили.
Морально поддержал грузинского лидера находящийся там же вице-президент США Ричард Чейни, который, в свою очередь, отметил: в России душат демократические свободы, а Москва использует "энергетический шантаж" по отношению к соседним странам. К слову, 3 мая на слушаниях в Конгрессе США помощник заместителя госсекретаря США по европейским вопросам Курт Волкер заявил о том, что Штаты выступают за присоединение Украины и Грузии к "плану действий по членству в НАТО", являющемуся ключевым этапом, который предшествует приглашению в члены альянса. "В подходящее время, когда это будет обосновано их собственным развитием, следующим шагом для Украины и Грузии будет план действий по членству в НАТО" , - подчеркнул Волкер.
А в минувшую пятницу стало известно о том, что Грузия начинает консультации с Украиной по вопросу выхода из СНГ. Как сообщил глава МИД Гела Бежуашвили, все негативные и позитивные последствия данного шага должны будут определить эксперты. "Всем ясно, что эта организация уже давно неэффективна, и поэтому мы серьезно относимся к вопросу о выходе из СНГ", - отметил министр. Возможное ухудшение двусторонних российско-грузинских отношений в случае выхода Грузии из Содружества Бежуашвили не пугает: "В случае затруднений мы мобилизуем все ресурсы для консолидации международного сообщества, чтобы открыто противопоставить РФ мнение мирового сообщества".
Украинская сторона мнение грузинских коллег поддерживает. Неделю назад первый заместитель министра иностранных дел Владимир Огрызко заявил, что на Украине "не удовлетворены тем, каким образом происходит работа СНГ. Украина не получает от Содружества реальных результатов, а само Содружество превратилось в клуб, где обговаривают, но не решают конкретные вопросы". Огрызко вслед за Саакашвили пообещал проанализировать плюсы и минусы, "то, в каких органах мы находимся, сколько платим, какой эффект от участия".
По словам дипломата, Украина ранее выступила с предложением совместной охраны границ стран СНГ. "Сегодня через Луганскую область из России заезжают автопоезда с нелегальными продуктами, возможно, также они ввозятся в Россию", - сказал Огрызко. Предложение об охране границ было проигнорировано. "Будет ли после этого желание идти с другими предложениями? Если ничего не делается, у стран возникает вопрос, а нужно ли продолжать участие", - рассуждал он.
Руководитель Главной службы внешней политики Секретариата президента Украины Константин Тимошенко, в свою очередь, напомнил: Украина неоднократно заявляла о неудовлетворении функционированием СНГ и "деятельностью этой организации вообще". Добавив, что Украина уже рассматривает вопрос о прекращении участия в Содружестве, Тимошенко, тем не менее, оставляет ему последний шанс: многочисленные соглашения, подписанные в рамках СНГ, должны начать функционировать. А вот если этого не произойдет, Украина поставит "конкретный вопрос о прекращении участия Украины в этой международной организации".
Между тем, заявления украинских и грузинских политиков не остались без внимания российской стороны. Правительство РФ прорабатывает вопрос о ликвидации преференций для Грузии и Украины в случае их выхода из СНГ, сообщило РИА"Новости" со ссылкой на источник в российском кабинете министров. "Несомненно, пересмотру со стороны России в таком случае будут подлежать многие соглашения и договоренности, заключенные на площадке СНГ, в том числе и в социальной сфере", - отметил собеседник агентства.
В частности, прогнозируя последствия выхода Грузии из СНГ, эксперты говорят о том, что наибольшие потери она может понести прежде всего в экономической сфере и, в частности, в таком чувствительном для нее секторе, как сельское хозяйство, в котором занята половина трудоспособного населения. Продукция, производимая в этом секторе экономики, реализуется в основном в странах СНГ. Трудности с поиском альтернативных рынков сбыта вызовут падение доходов от экспорта, затоваривание нереализованной сельхозпродукцией, банкротство производителей и переработчиков и, как следствие, приведут к росту безработицы. По официальным данным, в середине 2005 года в Грузии было до 370 тыс. безработных, или 18% трудоспособного населения, а по неофициальным - и все 40%, отмечают эксперты.
В случае выхода Грузии из СНГ неизбежно будет подвергнуто ревизии с точки зрения экономической целесообразности и энергетическое сотрудничество. Собственные генерирующие мощности Грузии покрывают лишь 40% энергопотребления республики, а недостающие 60% добираются в основном за счет поставок из стран СНГ и, прежде всего, России. И без того непростая ситуация в обеспечении страны энергоресурсами может значительно ухудшиться вследствие их прогнозируемого удорожания – а это станет причиной очередного обострения социально-экономической обстановки в стране.
Кроме того, выход Грузии из торговых преференций в рамках СНГ и, как следствие, отказ от статуса наибольшего благоприятствования, может негативно сказаться на объемах взаимной торговли. Осложнятся и связи с родиной у грузинской диаспоры, проживающей в странах Содружества. Например, только в России по официальным данным трудится около 800 тыс. граждан Грузии. Причем размер ежегодных валютных поступлений по различным каналам из России колеблется в пределах $1,25-2 млрд и составляет около 20% ВВП Грузии, намного превышая общий объем предоставляемой ей иностранной помощи.
С точки зрения возможного ущерба военно-политической составляющей сотрудничества, эксперты отмечают прекращение действия принятых в рамках Содружества решений Совета глав государств СНГ о пребывании Коллективных сил СНГ по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта. Грузия также может лишиться возможности взаимодействовать и координировать свою деятельность в формате силовых и специальных подразделений на постсоветском пространстве, потерять свое представительство в Антитеррористическом центре СНГ, Совете министров внутренних дел, Совете руководителей органов безопасности и специальных служб, в Координационном совете генеральных прокуроров, Совете руководителей органов налоговых (финансовых) расследований государств-участников СНГ и других структурах.
Что до Украины – в случае выхода из Содружества ее ожидают и экономический, и политический кризис, считает председатель комитета верхней палаты российского парламента по делам СНГ Вадим Густов. Заявления властей Украины и Грузии он назвал политической ошибкой. "Куда им уходить? Украина стремится в Евросоюз, но ЕС и сам не хочет принимать Украину и не называет даже конкретных сроков ее вступления", - напомнил он. По словам Густова, европейские страны отдают себе отчет в том, что для того, чтобы "подтянуть Украину до уровня европейских государств", необходимо вложить в эту страну колоссальные финансовые средства.
Украинские политологи, со своей стороны, считают, что Россия только выиграет от выхода Украины и Грузии из СНГ. "Россию больше других тяготит СНГ, мешая ей развернуть мощный и достаточно интересный проект Единого экономического пространства. Не имея возможности "разобраться" с СНГ своими руками, Кремль отдает роль "могильщиков" другим геополитическим субъектам, и желательно - аутсайдерам. Поэтому то, что делает сегодня Саакашвили, воспринимается в Москве правильно, с острой и негативной реакцией вовне, однако на самом деле действия президента Грузии идут во благо РФ", - цитирует Виктора Небоженко" Росбалт". Небоженко убежден: чем быстрее будет "похоронено" СНГ, тем свободнее Россия сможет маневрировать. Однако процесс выхода тех или иных стран из СНГ не будет простым. "Войти в СНГ было гораздо проще, чем выйти из него, поскольку существуют многочисленные, пусть формальные, но подписанные обязательства по всем направлениям, которые даны всеми странами. Поэтому выход из СНГ - очень сложный процесс для всех стран", - отметил Небоженко. С тем, что Содружество не нужно самой России, согласен и политолог Владимир Полохало. "Это проект Бориса Ельцина, а не Владимира Путина, проект которого – ЕЭП. Да и в международном поле существуют вопросы поважнее, чем судьба устаревшей организации", - уверен Полохало.
Заведующий отделом Закавказья Института стран СНГ Михаил Александров заявил в интервью "Маяку" о том, что для Содружества будет только лучше, если Грузия покинет его сейчас. "Пора бы членам СНГ действительно рассмотреть поведение Грузии, поскольку Грузия нарушает все принципы устава СНГ, где говорится о невмешательстве во внутренние дела, о том, чтобы поддерживать добрососедские отношения, о том, чтобы не использовать силу, - отметил эксперт. - Грузия постоянно угрожает силой Абхазии и Южной Осетии, которые тоже находятся на пространстве СНГ. Более того, Грузия провозгласила однозначный курс на вступление в НАТО. Я не понимаю, как можно быть одновременно членом СНГ и НАТО. Значит, Грузия уже поставила задачу выхода из СНГ рано или поздно. Так пусть лучше Грузия выйдет сейчас, и это только облегчит положение большинства стран СНГ, это и нам будет выгодно, потому что тогда мы уже не должны будем считаться с теми обязательствами, которые у нас есть перед Грузией в рамках СНГ".
Российские политики тоже убеждены в том, что в случае выхода Грузии и Украины из СНГ Россия окажется далеко не самой проигравшей стороной. Демарш Грузии "может навредить лишь самой Грузии", считает спикер Совета Федерации Сергей Миронов. "Здесь надо смотреть, как это отразится на судьбе самой Грузии, за судьбу СНГ я спокоен", - сказал он. А первый заместитель председателя Госдумы Любовь Слиска считает, что от выхода Украины из состава СНГ "Россия точно ничего не потеряет, поскольку самый большой взнос в казну Содружества платим именно мы".
Ситуация может еще больше обостриться