Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
"Yтро": Спецслужбы Грузии активизировали свои усилия в информационном противостоянии с Абхазией и Южной Осетией. От имени руководств этих республик в СМИ рассылаются ложные заявления, вбрасывается откровенная дезинформация. Например, появляются сообщения о "контактах" властей Абхазии с движением ХАМАС. Чего хотят добиться в Тбилиси?
Юрий Ашуба: Это откровенные провокации. Уже были опровержения руководителей администрации президента, парламента и аппарата управления правительственной связи и информации Абхазии. Официальный Сухуми дал однозначный ответ на эти провокационные выбросы, как вымышленные и абсолютно не соответствующие действительности.
В российских СМИ проходили публикации о возможном владении Грузией тактическим ядерным оружием и связанными с этим планами боевых действий в 1992 году. У нас есть карта Вооруженных Сил Грузии с планом операции практически одного дня войны. Но этот сценарий разрабатывался с учетом применения обычных видов оружия. На карте обозначены их и наши огневые позиции, нанесены населенные пункты. Решение было принято на карте. Некоторые восприняли это как планирование Грузией ядерных ударов по Абхазии. Но это неофициальная версия, которая была выдвинута в России.
"Y": Тем более что Грузия не располагает ядерным оружием. Кроме того, его применение было бы сродни самоубийству.
Ю.А.: Конечно. Что же касается информационных усилий Грузии, то идут постоянные провокации. Например, что мы встречались с ХАМАС. Ложь распространяется в отношении представителей коллективных миротворческих сил. Реально мы видим одну установку – скомпрометировать миротворческие силы и руководство Абхазии. Это далеко не первый и не последний случай. Наверное, будут еще.
"Y": К сожалению, в Абхазии, которая ждет большого наплыва российских туристов, сохраняется угроза терактов. В республике уже взрывали электрички, арестовывали засланных диверсантов. Как работает Служба госбезопасности Абхазии в этом направлении?
Ю.А.: Угрозы террористического характера реально существуют. Если проанализировать прошлый год, то статистика показывает, что в его первой половине подобных вылазок не было. Наверное, тогда еще в Грузии присматривались к руководству Абхазии, его внутренней и внешней политике. С октября-ноября 2005 года стали реально воплощаться заявления политического руководства Грузии о возобновлении "партизанского" движения, акций диверсионного и террористического характера.
В последние месяцы 2005 года произошло шесть случаев: покушения на людей и установка мин на трассах, особенно в Гальской зоне. Также обстреливались главы местных администраций, сотрудники органов внутренних дел. 31-го января 2006 года нами была задержана одна из террористических групп: в Гальском районе неизвестные в масках с автоматами напали на мирных граждан. Из троих задержанных один был военнослужащим Грузии, точнее, контрактником из подразделения "Черная бурка". Два других оказались уроженцами Гальского района.
Таких фактов предостаточно. С учетом особенности нашей границы и возможностей по ее охране, диверсанты проникают на нашу территорию, зная рельеф местности, тропы и проходы. На сегодняшний день полностью перекрыть границу невозможно. Но мы не сидим на месте. В Службе государственной безопасности имеются специальные подразделения. Аналогичные структуры созданы и в МВД. Реальная ситуация заставила нас принять адекватные меры и создать специальный Антитеррористический Центр. Физическая подготовка сотрудников этих спецподразделений находится на достаточно высоком уровне. Правительство республики и руководители ведомств уделяют самое пристальное внимание экипировке, вооружению и обеспечению всем необходимым спецназа для успешного решения поставленных задач по противодействию диверсионно-террористической деятельности.
С учетом нашей курортной сферы охране объектов жизнеобеспечения мы уделяем первостепенное значение. Важные объекты, включая мосты, подстанции, узлы электрообеспечения Абхазии нуждаются в особой охране. Тем более что уже не раз осуществлялись попытки вывести их из строя. В 2005 году нам удалось раскрыть взрыв подстанции в Басле. Трое диверсантов были засланы из Грузии. Мы выявили их пособников и связи. После взрыва диверсантам удалось уйти в Грузию. Двое из них сегодня проживают за ее пределами. Они объявлены в розыск.
"Y": Как известно, готовить почву для силового возвращения Абхазии руководство Грузии поручило кадровым сотрудникам спецслужб из "розовых" - Угулаве, Аласании и другим. Отмечаете возросшую активность противостоящей стороны?
Ю.А.: Если говорить о качественном уровне, то они никогда не сбавляли обороты и не отказывались от своих устремлений. Там была создана специальная структура при МВД Грузии, которой руководят бывшие сотрудники КГБ Абхазии - лица, нам известные. В настоящее время мы владеем достаточно обширной информацией о тех лицах, которые проводят противоправные действия. Мы знаем, кто и как там руководит, анализирует и направляет. У нас достаточно информации и по их замыслам. Меры, которые мы принимаем в плане противодействия и выявления этих структур, приносят реально ощутимые результаты. Так, в марте была задержана группа, которая заехала на территорию республики, перейдя госграницу Абхазии на неконтролируемой территории. При задержании они представились вымышленными фамилиями, упоительно рассказывали, что приехали снимать в Абхазии церкви и молельные дома. Называли храмы в Ткварчели и других населенных пунктах. С умилением говорили, что их чуть ли ни Илия II благословил. Но в реальности они оказались не теми, за кого себя выдавали. Они занимались панорамной съемкой города Сухуми, важных военных, государственных и стратегических объектов, включая автомобильные и железнодорожные мосты. В рамках Закона об обороне мы проводим с той группой следственные действия. Скажу, что вербовка исполнителей была осуществлена на территории Грузии одной из спецслужб иностранных государств. Люди сегодня дают признательные показания, какие перед ними ставились задачи, какую информацию они уже передали. Идет следствие, и вскоре мы реально покажем, чем занимаются представители иностранных спецслужб в отношении Абхазии.
"Y": Неужели в Тбилиси не откажутся от нынешней тактики - раскачивания ситуации в Гальском районе до крайности, организации диверсий и терактов?
Ю.А.: Их цель – скомпрометировать миротворческие силы, а действия руководства Абхазии преподнести так, будто мы не контролируем территорию и не влияем на ситуацию. На самом деле в Гальском районе сложная обстановка. Часть населения там, действительно, испытывает прессинг диверсантов, проникающих с сопредельной стороны. Недавно нам стало известно о грабеже в южной зоне пассажиров рейсового автобуса, которые ехали с рынка. Люди в масках, угрожая оружием, отобрали у них все продукты, деньги и мобильные телефоны. Мы нашли подводу с награбленным имуществом. Бандиты скрылись, перейдя границу через лес.
Обычно засланные с той стороны имеют на абхазской территории проводников и сообщников. Иногда представители международных организаций требуют ввести в Гальский район компонент гражданской полиции и открыть офис по правам человека. Как известно, Грузия дала добро ввести на свою территорию гражданскую полицию. Вот и мы предлагаем ввести на сопредельную сторону человек 200, закрыть границу и навести порядок. Если в Абхазии ничего не изменится, я лично приму меры, чтобы ввести гражданскую полицию и у нас в Абхазии. На этом тема закрыта.
"Y": Есть в Грузии здравомыслящие силы, которые понимают, что нужно реально совместно бороться с преступностью?
Ю.А.: Еженедельно, по четвергам, в Гале проводится рабочая встреча, на которой присутствуют представители абхазской и грузинской сторон, включая сотрудников силовых структур. В начале года эта работа приобрела какой-то свежий импульс, мы обменивались с грузинской стороной оперативно значимой информацией. Принимались совместные решения, и почти удалось наладить нормальное общение. Но кого-то в Тбилиси это не устроило, и состав грузинских представителей был тут же изменен. Сегодня у них есть официальные представители, которые ответственны за состояние дел на участках Западной Грузии, граничащих с Абхазией. Но уровень взаимоотношений и обмена информацией оставляет желать лучшего. Если честно, то он близок к нулю.
"Y": Абхазия притягивает внимание и зарубежных разведсообществ. Здесь проживают армянская, греческая диаспоры, существует постоянная связь с соотечественниками, проживающими в Турции…
Ю.А.: Мы проводим работу в этом направлении. Есть определенные материалы на этот счет. Но мы не сторонники сенсаций. Констатировать активные проявления той или иной разведдеятельности какого-либо государства сегодня преждевременно. Надо накапливать информацию и проводить ее анализ. Мы не исключаем присутствие и работу здесь иностранных представителей. Но мы опираемся на реальные факты. Их расследование покажет, кто, какая структура, разведка стоит за конкретным человеком и конкретным явлением.
"Y": Известно, что в СГБ Абхазии есть спецподразделение, которое выполняет оперативные мероприятия, освобождает заложников и способно действовать в горах. Как вы оцениваете уровень подготовки его сотрудников?
Ю.А.: Наше спецподразделение занимается решением специфических задач, связанных с обезвреживанием террористических групп, организацией всех сопутствующих методов борьбы с диверсионно-террористической деятельностью. Наши люди имеют опыт боевых действий. Костяк спецназа СГБ Абхазии составляют граждане республики, которые прожили здесь, отстояли свободу и независимость. Они знают территорию, все тропы. В настоящее время с помощью спецназа при умелой организации и выстраивании оперативной информации, нами задержана одна из групп террористов, которая с 2001 года осуществляла диверсии, похищения, покушения, практически по всем составам особо тяжких преступлений, классифицируемых Уголовным Кодексом республики Абхазия. Отмечу, что нейтрализация террористов прошла без шума и ненужной в таких случаях "засветки". Можно сказать, что в СГБ Абхазии создается своя "Альфа". Хотя наше подразделение пока не имеет названия, но оно обязательно будет.
"Y": Насколько оправданы опасения, что в Абхазии могут найти прибежище ваххабиты, религиозные экстремисты?
Ю.А.: Так хочется Тбилиси. Эти заявления грузинская сторона периодически вбрасывает в электронные СМИ, говоря о каких-то религиозных течениях в Абхазии, представителях "джамаата" и так далее. Что на самом деле? Мировому сообществу известно, кто стал рядом с нами на защиту Отечества, когда было очень тяжело. Руководство республики заявляло о помощи и поддержке семьям погибших здесь во время агрессии Грузии. Сегодня в Абхазии проживают представители северокавказских регионов. Это наши братья, которые здесь работают. Но никто не имеет права говорить, что любой выходец с Северного Кавказа – априори прирожденный ваххабит. Ложь, что у нас присутствуют путь даже в зародышевом состоянии какие-то движения религиозных экстремистов. Мы проводим работу в плане предупреждения подобных явлений. Руководство Абхазии не допустит проявления криминалитета, тем более в таком виде.
"Y": Как строится взаимодействие с правоохранительными органами России?
Ю.А.: У нас налажено четкое взаимодействие с коллегами практически по всем линиям. Это касается и работников прокуратуры, и сотрудников органов внутренних дел в плане борьбы с преступностью. Действует система обмена информацией, установления личности того или иного фигуранта. Все вопросы отрегулированы на законодательном уровне. Люди, подозреваемые в совершении преступлений, выдаются российским коллегам без проволочек. Такое взаимодействие будет только улучшаться, потому что существует полное взаимопонимание по всем направлениям.
"Y": На чем строится безопасность Абхазии?
Ю.А.: Внешние и внутренние угрозы безопасности для Республики Абхазия практически те же, что и для Российской Федерации, может, чуть в иных масштабах. Известны средства и методы борьбы с этими угрозами, чем мы и занимаемся в рамках существующего законодательства.
"Y": В Грузии постоянно делают заявления о наркотрафике в Абхазии, контрабанде оружия и о том, что республика превратилась, чуть ли не в "черную дыру".
Ю.А.: Им же надо хоть что-то придумывать. Они начинали с заявлений о том, что мы сотрудничаем с ХАМАС, появился наркотрафик, оружие. Если сторона не владеет информацией, и, тем более, не контролирует ситуацию, то должна вбрасывать дезинформацию. В Абхазии есть отдельные случаи выращивания наркосодержащих растений, но не более того. А придумывать можно все, что угодно. Скажу, что информационные провокации осуществлялись в отношении Абхазии уже не раз. Сегодня правоохранительные органы республики Абхазии способны решать задачи по обеспечению безопасности государства и общества в рамках четко определенных компетенций. Создана слаженная структура различных ведомств, подчиненных единой цели. У нас никто "не тянет одеяло" на себя, есть полное доверие и обмен информацией. Если честно, то мы полны оптимизма, потому что в органах госбезопасности служат люди с богатым оперативным опытом, которые сейчас обучают сейчас молодежь. Мы ощущаем, что нужны государству. А это самое главное.
"Y": Спасибо за интервью.
В Европе чувствуется усталость от конфликта