Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Споры о том, должны ли граждане получать юридические услуги от государственных чиновников, продолжались весь прошлый год. Вначале предполагалось, что государственные юрбюро будут созданы повсеместно, однако представителям российской адвокатуры удалось убедить Минюст сперва провести эксперимент в нескольких субъектах Федерации. Далеко не все уверены в том, что россиянам действительно будет оказываться квалифицированная юридическая помощь.
В "День дурака" 1 апреля 2005 г. чиновникам Минюста и адвокатам было явно не до смеха. Министр юстиции Юрий Чайка тогда долго убеждал руководство Федеральной палаты адвокатов, что предлагаемая Минюстом России система не может негативно отразиться на интересах российского адвокатского сообщества. Адвокаты же полагали, что механизм получения бесплатной юридической помощи слишком заорганизован. Гражданин должен представить подтверждение "малоимущности". Документы, которые он обязан показать сотрудникам юрбюро, собрать сложно, на это требуются время и немалые усилия. Правила получения справок, кстати, устанавливают местные власти. В одном из городов Московской области, например, органы соцзащиты признают малоимущими только тех, кто представит не менее шести документов. При этом время "жизни" многих бумаг ограничено тремя месяцами. Вот и получается, что адресная помощь дойдет до граждан слишком поздно и с большими процедурными издержками.
Но Минюст не слышал своих оппонентов. Там были уверены, что адвокаты просто боятся конкуренции со стороны бесплатных юридических бюро, поскольку наш и без того не слишком богатый народ пойдет, конечно, к бесплатным юристам, а не к тем, чьи расценки за консультации "кусаются". А в официальной информации ЦОС Минюста России говорилось, что "резкие оценки представителями адвокатуры инициативы Минюста России были вызваны отсутствием объективной информации по этому вопросу".
В конце концов, стороны пришли к соглашению. Решающим доводом Минюста оказалась ссылка на опыт зарубежных стран. Как отметил Чайка, опыт эффективной работы государственных юридических бюро имеют многие страны. Взятая Минюстом за основу система государственной юридической помощи малоимущим гражданам Финляндии существует также в Швеции и остальных скандинавских странах. Этот опыт активно внедряют некоторые страны Балтии. Бюро государственного защитника создано в системе Минюста Израиля. Подобная система правовой помощи малоимущим действует и в Нидерландах, где для этого создана сеть центров юридической помощи и консультирования. Элементы такой системы существуют во Франции, где при каждом региональном суде создана Служба юридической помощи, в которой оказывается первичная консультационная государственная (бесплатная) юридическая помощь малоимущим. А в Германии бесплатную юридическую помощь малоимущим за счет государственных средств оказывают не государственные служащие, но и не адвокаты, а частнопрактикующие юристы.
К тому же Чайка пообещал, что Минюст достаточно аккуратно подойдет к этому вопросу и вначале попытается провести эксперимент по созданию государственных юридических бюро, с тем, чтобы затем оценить их эффективность, затратность и другие составляющие. На том и порешили.
Однако не прошло и пяти месяцев с начала эксперимента, как Чайка, похоже, понял, что Россия довольно сильно отличается от так называемых цивилизованных стран, опыт которых предполагалось использовать. Хотя министр и не критиковал практику оказания юридической помощи государственными служащими, но на днях он внезапно заговорил об идее создания системы бесплатных консультационных пунктов, в которых ветераны юстиции и студенты юридических вузов могли бы информировать граждан о действующих законах и других нормативных актах.
Идея создать иную систему бесплатных юридических консультаций родилась в региональной общественной организации "Ветераны юстиции", созданной в конце 2003 г. при центральном аппарате Минюста. Сейчас в нее входят более четырехсот опытных юристов, и все они могли бы стать консультантами, так как сами приложили руку к тем инструкциям и приказам, которые предстоит разъяснять. Эти люди могут дать информацию, что называется, из первых рук, более того, они знают не только тексты нормативных актов, но и то, что написано, как говорится, между строк.
Именно скрытые подводные камни в законах, а также каверзные пункты неопубликованных ведомственных инструкций обычно позволяют бюрократам издеваться над посетителями, а мздоимцам пополнять свои карманы. Чиновники пользуются тем, что без адвоката разобраться во всех существующих приказах, инструкциях, постановлениях и положениях человеку просто не под силу. Даже законы нередко изменяются уже на следующий день после их вступления в силу, поэтому найти актуальный документ очень сложно. В печатном виде их просто нет, а профессиональные поисковые системы доступны далеко не всем.
Впрочем, консультантами, которые призваны растолковать гражданину закон, что называется, до запятой, будут не только ветераны юстиции, имеющие отношение к Минюсту. Помощь гражданам могли бы оказать и судьи в отставке, и вышедшие на пенсию прокуроры, и, конечно, студенты выпускных курсов подведомственных Минюсту вузов.
В Минюсте уже создана рабочая группа, которая прорабатывает детали будущего проекта. Прием граждан может быть организован в самом министерстве юстиции и его учреждениях, где консультантам выделят отдельные помещения. Или консультантов подключат к эксперименту с созданием государственных юридических бюро, который, как рассчитывают в министерстве, в недалеком будущем может быть распространен на всю страну. Кроме того, будет создана телефонная линия, по которой гражданам, проживающим в отдаленных населенных пунктах, где создать бюро не представляется возможным, можно будет разъяснять вопросы трудового, административного и гражданского права.
Но главное отличие новой системы консультаций от государственных юрбюро должно состоять в том, что бесплатную юридическую помощь консультанты будут оказывать не только малоимущим, но и всем тем, кто по какой-либо причине не может или не хочет обращаться к адвокату.
Некоторые полагают, что две эти системы могут существовать параллельно. Ведь далеко не все юристы, получающие бюджетную зарплату, захотят оказывать малоимущим полноценную помощь. К тому же госслужащие по определению не будут помогать тем, кто борется именно с произволом государства. Зато ветераны юстиции, уставшие от отсутствия интересной работы, могут горы свернуть, чтобы помочь человеку защищать свои права просто из принципа. А для студентов это будет прекрасной стажировкой.
Конечно, для того, чтобы оказать помощь гражданам, участвующим в сложных судебных процессах, все равно понадобятся адвокаты, которые специализируются на определенных вопросах. Пусть они работают за деньги, но работают на совесть. А те, кто сам недалеко ушел от студента-первокурсника, но хочет стричь купюры, ничего не делая и ни за что не отвечая, не смогут выдержать такой конкуренции. Некоторым адвокатам придется искать другую работу, но гражданам от этого хуже не будет. Зато у них появится возможность выбора, что гарантирует не только улучшение качества юридической помощи, но и реальную защиту прав максимального числа россиян. В этом смысле последнюю инициативу Минюста можно только приветствовать.
В Европе чувствуется усталость от конфликта