Дорогие славные времена социализма

К десятой "Арт-Москве" кураторы готовились особенно тщательно. Выставка преподнесла несколько сюрпризов от художников и галеристов, более интересующихся созданием интересных проектов, нежели торговлей




В этом году компания ЭКСПОПАРК в десятый раз стала организатором столичной ярмарки современного искусства. За десять лет своего существования эта небольшая фирма выросла в гиганта, курирующего основные выставочные программы в Москве. И все же главным событием года была и остается "Арт-Москва". В прошлом году ярмарку посетило больше 35 тыс. человек, включая большое количество любителей искусства, представителей российских и иностранных музеев, кураторов, арт-критиков и коллекционеров

Какие бы противоречивые оценки ни получало это мероприятие за всю историю своего существования, главное достоинство "Арт-Москвы" состоит в том, что она является правдивым зеркалом, отчетливо отражающим реальные процессы, происходящие в российском современном искусстве. Будучи своего рода отчетной выставкой культурных достижений за год, она чутко реагирует на колебания отечественного арт-рынка. Когда-то от экспонатов ярмарки откровенно веяло доморощенной любительщиной. В то же время экстравагантные перформансы и эпатажные объекты середины 90-х явно носили реминисценции духа свободы, которым в ту пору еще было заражено российское общество. Потом "Арт-Москва" тяжело перенесла "салонную" инфекцию, которая чуть было не погубила все мероприятие. Зато прошлогодняя выставка заслужила немало хвалебных отзывов – мол, и качественный уровень произведений значительно повысился, и авторы научились умело объединять свои интересы с требованиями потенциальных покупателей. Увы, блистательная победа чистого искусства над арт-бизнесом оказалась лишь временной.

К десятой выставке кураторы готовились особенно тщательно. В этом году заявку на участие в мероприятии подало более полусотни галерей, среди которых такие монстры, как галерея Гельмана, M'ARS, галереи Айдан и XL. Но, как ни парадоксально, никто из них не потрудился порадовать зрителей интересными и оригинальными проектами. Похоже, раскрученные галеристы просто-напросто сняли со стен все приличное, что смогли найти в своих запасниках, и развесили заново в залах ЦДХ. В чем заключается сакральный смысл такого участия в мега-проекте, остается загадкой.

Другая сомнительная тенденция юбилейной "Арт-Москвы" представляет собой массовую ностальгию по славному социалистическому прошлому, будь то полотна на рабоче-крестьянскую тему в галерее Якута, красочный лозунг Пепперштейна "Социализм вернется", купальщики Зарвы, косящие под спортсменов 30-х гг. прошлого века, или еще более стилизованные футболисты с мозаики О.Солдатовой, напоминающие шедевры московского метрополитена. Произведения, созданные на основе переработанного соцреализма предвоенной эпохи, кстати, весьма востребованного в нынешние времена на антикварном рынке, символически сближают некогда актуальную "Арт-Москву" со старорежимным Антикварным салоном.

Гораздо более адекватные декорации для ностальгии приготовили куратор Ольга Лопухова и художник Владимир Дубосарский, объединившиеся под крышей "Арт-Стрелки". Произведения известных художников последних двух десятилетий прошлого века: Сергея Воронцова, Андрея Ройтера, Гора Чахала, Адея Тер-Огяньяна и Дмитрия Гутова – воспринимаются в наши дни практически как антиквариат. Учитывая, что большинство из них навсегда покинули Россию, здоровая ностальгия накрывает по полной программе.

"Арт-Москва", как это всегда бывает, преподнесла несколько сюрпризов от художников и галеристов, более интересующихся созданием интересных проектов, нежели торговлей. К ним неизменно относится группа ESCAPE, в этом году представляющая свой проект на стенде недавно открывшейся Ravenscourt Galleries. Роскошные студийные фотографии в сочетании с двусмысленной концепцией замысла представляют собой вполне приемлемую версию удобоваримого гламура.

В преддверии основной экспозиции расположился проект Викентия Нилина, посвященный известным художницам, галеристкам и кураторшам наших дней. На сваленных в кучу огромных настоящих (!) деревьях вытравлены до боли знакомые имена: Екатерина Деготь, Елена Куприна, Ольга Свиблова, Айдан Салахова, Вера Погодина и т.д. Учитывая, что срубленное дерево больше всего напоминает полено, вышеуказанные дамы приобрели весьма сомнительную известность.

А вот издательство "Слово", наоборот, предложило художникам самовыразиться на предоставленной им территории. Правда вышеуказанная территория состоит из нескольких гигантских банок из-под сгущенного молока – именно так выглядит коробка нового альбома, посвященного Музею современного искусства в Нью-Йорке, исполненная в стиле бук-поп-арт.

Как обычно, помимо собственно ярмарки программа "Арт-Москвы" включает в себя ряд некоммерческих выставок, серию лекций, семинаров и мастер-классов. Один из самых масштабных проектов – "Да будет видео!", подготовленный специально к юбилею Арт-Москвы, – посвящен истории отечественного видеоарта за последние десять лет. В начале 1990-х годов, после того как на российский рынок стали регулярно поступать компьютеры, видеокамеры и прочая техника, искусство видеоарта стало стремительно развиваться и вскоре прочно обосновалось в лучших выставочных залах и галереях Москвы. На выставке представлены самые интересные проекты истекшего десятилетия, обозначающие основные этапы развития видеоискусства в стране.

Выбор читателей