Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Рейс 93 (United 93)
Франция–Великобритания–США, 2006
Режиссер: Пол Гринграсс
В ролях: Кристиан Клеменсон, Гэри Коммок, Полли Адамс
|
В том, что в Голливуде после 11 сентября решили не снимать фильмов о событиях этого дня, был, как минимум, точно такой же резон. Любая киноверсия событий будет казаться несоразмерной тому, что в тот день ощущали люди в Америке.
Однако с течением времени благоразумное решение забылось, финансовые соображения взяли верх над этическими, и вот уже Оливер Стоун готовит фильм о Всемирном торговом центре, а про рейс 93 выходят одновременно аж две картины: теле- и кино-версия событий, происходивших на борту самолета, упавшего в поле в Пенсильвании.
Формально "Рейс 93", снятый британцем Полом Гринграссом, можно отнести к жанру фильмов-катастроф, но поскольку он основан на реальных событиях, любая рецензия то и дело грозит превратиться в политическое высказывание или, как минимум, вылиться в спор об этической стороне дела.
Однако фильм Гринграсса также возвращает к вопросу, который в очередной раз возник 11 сентября. Чтобы по-настоящему почувствовать и пережить свой опыт, не говоря уж о том, чтобы объяснить или передать его, человеку нужно придумать рассказ о нем. В аномальных ситуациях этот механизм срабатывает мгновенно, и, глядя на кадры падающих в прямом эфире башен-близнецов, невозможно было не думать: "Ну прямо как в кино!" С этой точки зрения противопоставлять, например, "Рейс 93" прямому репортажу CNN как образец проамериканской пропаганды правдивому рассказу о событиях бессмысленно, то есть непродуктивно. Между тем, если принять и то и другое за возможные варианты рассказа о событиях, которые происходили 11 сентября 2001 года, станет понятно, что "Рейс 93" – один из лучших.
Он внутренне непротиворечив и логичен, убедителен и разве что немного перебарщивает с использованием любительских видеокамер. Он объясняет все наиболее ясно и просто, гладко и с отстраненностью, которая одним кажется документальной стилистикой, другим – "правдивым рассказом", третьим – уважением к памяти погибших. Гринграсс уложил 11 сентября в традиционную историю того, как отдельные человеческие единицы под влиянием обстоятельств складываются в коллектив, способный сообща принимать и претворять в жизнь решения, противоречащие инстинкту самосохранения. Эта история удобна. Она успокаивает – не зря фильм поддержали все члены семей погибших пассажиров рейса. Как история она столь же хороша, как и любая теория заговора (включая самую популярную – самолет был сбит американскими ВВС) и по большей части ничем от нее не отличается.
Правда, сам Пол Гринграсс, долго работавший в документальном кино (в том числе над фильмом о первой иракской кампании) и снявший "Рейс 93" в перерыве между "Превосходством Борна" и "Ультиматумом Борна", заявил в интервью, что среди многих миссий Голливуда есть и почетная – информировать мир о том, что в этом мире происходит.
"Рейс 93" информирует мир примерно в той же степени, как это делал фильм о гибели "Титаника", вышедший в апреле 1912 года, через несколько дней после того, как судно затонуло. Несмотря на то, что фильм Гринграсса разворачивается практически в реальном времени и использует в качестве материала звонки пассажиров лайнера, он так же далек от правды, как немой сорокаминутный отчет о крушении 46-тонного корабля с двумя тысячами людей на борту. Вероятнее всего, работа Гринграсса померкнет перед будущим Кэмероном, но 11 сентября так и будет маячить за ним, как тайна, которая глубже и страшней, чем любой код.
В прокате с 25 мая
Не обращать на это внимание уже невозможно