Украинская экономика уходит в минус

Иностранный капитал идет на Украину довольно активно, несмотря на политическую нестабильность, но далеко не в тех объемах, которые необходимы для поправления стремительно ухудшающегося сводного платежного баланса




Одним из немногих экономических достижений "оранжевых" властей Украины, которым они так гордились, был внушительный рост золотовалютных резервов: в течение прошлого года они увеличились на 104% – с $9,5 млрд до $19,4 миллиарда. Однако в этом году резервы Национального банка Украины (НБУ) начали довольно быстро таять, сократившись к началу мая до $17,17 млрд, или на 13%. Причем дальнейшие перспективы тоже не внушают оптимизма.

Если при правительстве Януковича рост золотовалютных резервов обеспечивался активным сальдо текущего платежного баланса, то в 2005 г. – главным образом, притоком валюты от покупок иностранцами украинских активов, а также за счет интенсивного привлечения внешних кредитов коммерческими банками. Так, с января по сентябрь 2004 г. (то есть до начала активной фазы президентской кампании и революционных потрясений, повлекших отток капиталов) резервы НБУ возросли на $5,4 млрд (до $12,3 млрд), что почти в точности соответствовало сальдо текущего платежного баланса за этот период. В целом за 2004 г. профицит по счету текущих операций составил $6,8 млрд, тогда как в следующем году он сжался до $2,5 миллиарда. Зато только по двум сделкам – перепродаже "Криворожстали" (за $4,8 млрд) и покупке банка "Аваль" австрийским Raiffeisenbank (более $1 млрд) – в Украину пришло почти $6 млрд, или около 60% прибавки в золотовалютных резервах.

В нынешнем году продано или находится в "предпродажном" состоянии еще несколько украинских коммерческих банков, однако выручаемые за них деньги до страны, как правило, не доходят. Так, объявленная в феврале покупка "Укрсоцбанка" за $1,16 млрд итальянским банком Intesa (формальным покупателем выступает дочерняя структура банка, зарегистрированная в Люксембурге, за которой на самом деле стоят неизвестные бенефициарии) будет осуществлена через оффшоры. Не предвидится и новых масштабных приватизационных сделок: практически все лакомые госактивы уже разобраны, и можно разве что перепродать ту же "Криворожсталь" по третьему-четвертому кругу. Иностранный капитал, конечно, идет в Украину, и довольно активно, несмотря на политическую нестабильность, но далеко не в тех объемах, которые необходимы для поправления стремительно ухудшающегося сводного платежного баланса.

По официальным данным, в I квартале текущего года приток на Украину иностранных инвестиций возрос по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. в 3,9 раза и достиг $922 млн, однако почти такая же сумма – $913 млн – была выведена из страны за счет фиктивных операций с ценными бумагами. В прошлом году тем же путем из Украины утекло $2,82 млрд, сейчас темпы возросли. Схема проста: за гроши приобретаются акции фактически неработающего предприятия и через подставные фирмы проводятся активные, но фиктивные операции купли-продажи этих бумаг на фондовой бирже, в результате чего их стоимость в биржевом листинге устремляется ввысь. Затем эти акции как бы покупает фирма-нерезидент и как бы перепродает украинской компании, после чего денежки конвертируются и переводятся за кордон.

Внешние заимствования частного сектора составили в январе-марте $1033 млн, однако украинские граждане скупили за тот же период иностранной валюты в полтора раза больше – $1,6 миллиарда. В общем, приток капиталов по одним статьям сопровождается таким же или еще большим оттоком по другим статьям. В итоге сальдо платежного баланса Украины по финансовым операциям и операциям с капиталом в I квартале с.г. сложилось отрицательным в размере свыше $1 миллиарда.

Впервые за последние годы образовался дефицит и текущего платежного баланса, давшего в сводном балансе еще минус $700 миллионов. С учетом статьи "чистые пропуски и ошибки", отражающей теневую утечку капиталов, и вышло, что золотовалютные резервы Украины сократились более чем на $2,2 миллиарда. Причем в январе НБУ прогнозировал их рост в 2006 г. на 10-15% и надеялся на положительное сальдо платежного баланса по текущим операциям в размере $200 миллионов. Сегодня украинские власти по-прежнему уповают на приток иностранных инвестиций, которые должны закрыть брешь в текущем балансе, но даже отличающееся повышенным оптимизмом министерство экономики прогнозирует его дефицит по итогам года в $3 миллиарда. Вместе с тем очень похоже на то, что и приток капиталовложений из-за рубежа не будет достаточно мощным и отрицательное сальдо по счету текущих операций окажется гораздо внушительней, особенно если с 1 июля еще более подскочит цена на импортируемый газ. Следовательно, резервы НБУ будут таять и дальше.

Как известно, действующая цена в $95 за 1 тыс. кубометров на "голубое топливо", получаемое Украиной от "РосУкрЭнерго", рассчитана, исходя из стоимости закупок и транзита среднеазиатского газа. Однако Казахстану "Газпром" уже пообещал поднять закупочную цену до $140 за тысячу кубов, после чего недавние заявки Туркменбаши на цену в $100 против нынешних $65 уже не кажутся неумеренными. Ясно, что Украине придется платить за газ значительно больше – вопрос только в сроках.

Даже если в ближайшее время новая "газовая угроза" не материализуется, дефицит текущего платежного баланса Украины будет и далее опасно разбухать, так как темпы прироста импорта значительно опережают наращивание экспорта. В 2005 г. украинский импорт товаров и услуг увеличился на 25,7%, тогда как экспорт – всего на 6,4%. Такая же тенденция наблюдается и в нынешнем году. Причем в первые два месяца года ситуация и вовсе была аховой: импорт подскочил по сравнению с январем-февралем прошлого года почти на 40%, а экспорт снизился на 5,4%. Вследствие роста платежей за газовый транзит, баланс по услугам в I квартале с.г. в сопоставлении с аналогичным периодом 2005 г. увеличился с $0,79 млрд до $1 миллиарда. В то же время баланс по товарам ушел в глубокий "минус", опустившись с +$0,86 млрд до –$1,77 миллиардов. Соответственно, в целом торговый баланс Украины сократился с +$1,65 млрд до –$0,77 миллиардов.

В свою очередь, экспансия импорта провоцируется, с одной стороны, активными зарубежными заимствованиями банковского сектора, а с другой – непосильными для госбюджета социальными выплатами. Бюджет Украины на этот год сверстан с дефицитом в 13,6 млрд гривен (5 гривен = $1), или 2,7% ВВП. Однако, по оценке первого замминистра финансов Украины Виктора Кальника, дефицит может зашкалить за 7% ВВП и требуется дополнительно изыскать еще 23 млрд гривен. Всего, таким образом, для покрытия разрыва между государственными расходами и доходами необходимо $7,3 млрд – с подобной бюджетной политикой никаких "Криворожсталей" не хватит.

Двойной дефицит – бюджетный и текущего платежного баланса – серьезно омрачает экономические перспективы Украины. Правда, от киевских экспертов иногда можно услышать, что вот, дескать, в Америке тоже двойной дефицит, да еще какой, а ничего – американская экономика развивается гораздо быстрее европейской. Однако ориентироваться на "старшего брата" надо тоже с умом. В конце концов, гривна пока еще не является мировой резервной валютой, и при всех симпатиях к демократической Украине, ФРС США едва ли предоставит НБУ право печатать доллары.

Выбор читателей