Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: AP |
Стремление во что бы то ни стало распространить повсюду демократию по-американски, уверенность в том, что "товарищу волку" дозволено все, потому что он самый сильный и богатый, породили в администрации Джорджа Буша твердое убеждение в том, что современный мир моноцентричен. США вроде как являются центром вселенной, эдаким солнцем, вокруг которого медленно обращаются все остальные страны и континенты. И если Америка нахмурится и перестанет испускать жизнетворные лучи, никому мало не покажется, поскольку весь мир существует только благодаря равновесию, поддерживающемуся единственной мировой сверхдержавой. Следует, однако, заметить, что менторский тон выбран Америкой не специально для общения с Россией. Точно такие же упреки в отсутствии демократии и концентрации властных полномочий в руках государства предъявляются, например, Китаю. А как негодовала Америка, когда Франция и Германия отказались поддерживать ввод войск в Ирак! Какими только словами не поносили в США эту "старую Европу", предавшую своего многолетнего союзника…. Впрочем, со своими европейскими партнерами американский истэблишмент примирился довольно быстро, а вот с Россией отношения все ухудшаются.
С другой стороны, мнения, высказываемые сенаторами, журналистами или даже вице-президентом США, не всегда совпадают с реальной политикой американского государства, которую проводит администрация Буша. Как, например, российская внешняя политика строится не на основании высказываний вице-спикера Владимира Жириновского и не в соответствии с содержанием статей российских журналистов. Решения принимает президент России, который, согласно Конституции, "определяет основные направления внутренней и внешней политики государства".
В этой связи весьма примечательным является визит в Москву патриарха американской внешней политики, бывшего госсекретаря США, отца "челночной дипломатии" Генри Киссинджера. Формально он приехал на заседание консультационного комитета международного совета группы J.P. Morgan. Однако вчера Киссинджера принял в Кремле Владимир Путин. Отставной госсекретарь подчеркнул, что находится в России "в личном качестве, но с целью укрепления связей между руководителями и между нашими странами".
Эта формулировка звучит довольно двусмысленно, но если сопоставить сказанные слова с разъяснениями, которые дал в интервью газете "Известия" глава Центра Ричарда Никсона в Вашингтоне Дмитрий Саймс, визит Киссинджера отнюдь не случаен. Саймс отметил, что каждый раз, когда Киссинджер приезжает в Россию, где, как предполагается, его примет президент Путин, "он встречается с Бушем, чтобы понять его позицию и иметь возможность ее адекватно изложить". В свою очередь, вернувшись в США, Киссинджер, по мнению Саймса, обязательно передаст содержание своей беседы американскому президенту "и изложит свою точку зрения", с тем, чтобы помочь "руководителям двух стран немного лучше понимать друг друга".
Похоже, визит Киссинджера призван ознаменовать наступление нового периода в российско-американских отношениях. И не исключено, что инициатором грядущего потепления является Буш, который через Киссинджера послал президенту России примирительный мессидж. В самом деле, Киссинджер сообщил, что в беседе с Путиным обсуждались разнообразные темы, в том числе российско-американские отношения, кризисная ситуация вокруг ядерной программы Ирана, предстоящий июльский саммит "восьмерки" в Санкт-Петербурге, а также состояние демократии в России. Бывший госсекретарь США завил: "Мы достаточно взрослые, чтобы понять, что по некоторым вопросам между нашими странами могут быть различия, но различия во мнениях не должны стоять на пути наших действий, которые будут приводить к прогрессу в международных и двусторонних отношениях". Он отметил "огромную роль, которую сыграла Россия" для достижения единой позиции переговорщиков по ядерной проблеме Ирана, а также подчеркнул, что "возможности для сотрудничества между Россией и США очень значительны, и что в следующем месяце, когда президенты встретятся, по многим из этих вопросов будет достигнут прогресс".
Киссинджер добавил, что "решения, которые принимаются в "большой восьмерке", невозможны без России". Он выразил уверенность в "позитивном развитии отношений" между США и Россией, а по поводу упреков в недостаточном развитии демократии отметил, что испытывает "совершенно позитивное отношение к той эволюции, которая происходит в России". Путин также остался доволен беседой с Киссинджером, заявив, что, хотя взгляды России и США не всегда совпадают, но "в целом мы понимаем друг друга, что самое главное, и находим компромисс". Об этом, по мнению российского президента, говорят последние совместные шаги по иранскому направлению. Кроме того, отметил Путин, весьма актуальным остается взаимодействие в сфере борьбы с терроризмом.
Позиция, озвученная Киссинджером, является достаточно явным симптомом того, что США все четче осознают необходимость взаимодействия с Россией по широкому кругу внешнеполитических проблем. Американцы, разумеется, преследуют собственные интересы – им необходимо найти выход из ситуации с Ираном. Они осознают, что сближение России с Китаем, а также возможное расширение ШОС за счет принятия в ее ряды Индии, а тем более Ирана, окажут серьезное влияние на геополитическую картину мира. Один из наиболее ярких критиков политики Буша Ноама Чомски в своей книге "Недееспособные Штаты Америки", глава из которой перепечатана в лондонской The Independent, пишет, что в мире возникли новые центры влияния – Европа, Китай, страны Латинской Америки – которые стремятся выйти из-под опеки США и проводят собственную внешнюю политику. Некоторые из этих центров ориентированы на связи между собой, что делает позицию США все более уязвимой. Ну а администрация Буша неспособна, по мнению Чомски, к изменению собственных приоритетов и не желает считаться с естественным стремлением ряда стран вести независимую политику.
Что ж, Бушу приходится выбирать из нескольких зол меньшее. Чтобы не допустить полной изоляции на международной арене, ему следует выбрать потенциальных союзников. Очевидно, что Иран или Венесуэла таковыми в обозримом будущем не станут. А вот попытаться привлечь к союзу Россию, обладающую громадным военным потенциалом, имеющую значительные природные ресурсы и также опасающуюся китайской экспансии или иранской ядерной бомбы, еще не поздно. Не исключено, что в этом и состояла миссия старейшего американского дипломата Генри Киссинджера, проведшего наедине с Путиным два часа в беседе по широкому кругу вопросов.
Украина настойчиво продолжает усугублять конфликт