Бренды-оборотни: дорого да мило, дешево да гнило

Собственный бренд - удовольствие дорогое, на копиях же можно неплохо обогатиться за короткое время, практически ничего не вкладывая. Однако качество "имитаций" обычно оставляет желать лучшего




Любителей поживиться плодами чужого труда хватало во все времена. Однако если обычное воровство дружно всеми осуждается и покупать краденое большинство из нас, наверняка, побрезгуют, то в том, чтобы похитить чужую идею или имя, некоторые не видят ничего особенно зазорного. Неудивительно поэтому, что рынок пиратской продукции в России процветает: по оценкам американских экспертов, около 80% всего, что лежит на наших прилавках, является подделкой.

В погоне за легкой наживой нечистые на руку дельцы придумали множество способов подзаработать на чужой репутации. Далеко не всегда они прибегают к грубой фальсификации товара. Некоторые фирмы выбирают более изощренную стратегию, паразитируя на чужих торговых марках. Ни для кого не секрет, что собственный бренд – очень дорогое удовольствие. На копиях же можно за короткое время очень неплохо обогатиться, практически ничего не вкладывая. Кому из нас не попадались на глаза изделия неведомых умельцев, как правило – из стран третьего мира, продающиеся под названиями, лишь одной-двумя буквами отличающимися от всемирно известных брендов. За примерами далеко ходить не надо: еще не так давно вещевые рынки были завалены Reebox'ами Adibas'ами, а в магазинчиках бытовой аудио- и видеотехники полки ломились от всевозможных Panaconik'ов. Для неискушенного потребителя подобные названия были практически неотличимы от популярных торговых марок – Reebok, Adidas и Panasonic. Однако качество подобной "фирменной" продукции неизменно оставалось крайне низким.

Рост числа имитаторов на нашем рынке не только не уменьшается, но, если верить данным исполнительного директора бизнес-ассоциации "РусБренд" Александрина Линье, приведенным им в интервью "Комсомольской правде", даже растет. Этот рост обусловлен в первую очередь стабильным спросом на такую продукцию. Ведь пиратская продукция продается по низким ценам. А между тем совершенно очевидно, что только крупные производители, изначально выпустившие бренд на рынок и кровно заинтересованные в его успешном долгосрочном развитии, могут гарантировать качество своей продукции. И остается только догадываться, что именно могут гарантировать своим покупателям разнообразные "пираты"-имитаторы.

Едва ли не чаще всего в сегодняшней России копируют алкогольные бренды. Имитаторы торговых марок начали настоящее широкомасштабное наступление на владельцев брендов. Так, к примеру, по данным компании "Союз-Виктан" – правообладателя известного алкогольного бренда "SV на березовых бруньках" - продукцию под этой маркой в настоящее время пытаются имитировать 14 заводов по всему СНГ. При том, что в 2003 г., когда "Союз-Виктан" вышла со своей продукцией в Россию, ее "бруньки" были единственными на российском рынке.

Есть много примеров, когда внешний вид имитирующей этикетки очень похож на известный бренд. Но с юридической точки зрения сделать ничего нельзя. В законе сказано, что нарушением товарного знака является использование не только тождественного обозначения, то есть буква в букву, но и обозначения до степени смешения. Но критерии этой "степени смешения" нигде четко не определены. Именно на это и рассчитывают нечистоплотные дельцы.

И как в таком случае простому обывателю отличить оригинал от имитации известного бренда? Пожалуй, нужно просто перестать гнаться за дешевизной и в первую очередь доверять качеству компании-владельца оригинальной рецептуры продукта. Ведь, как давно известно, скупой всегда платит дважды.

Выбор читателей