Ветераны броуновского движения

Досмотреть "Хаос" до конца – тяжелая работа. Потому что к финалу сюжетная линия заходится в эпилептическом припадке, и фильм начинает демонстрировать нам, как же оно было на самом деле

Хаос (Chaos)
США, 2006
Режиссер: Тони Джилио
В ролях: Джейсон Стэтэм, Райан Филипп, Уэсли Снайпс





Фильм "Хаос" с двумя самыми настоящими экшн-звездами – молодым и очень, очень популярным Джейсоном Стэтемом и несколько поувядшим в последние годы Уэсли Снайпсом был снят два года назад и все это время пылился на полке. Неспроста, ох, неспроста.

Детектива Квентина Коннерса (Джейсон Стэтем) отстраняют от службы за неполное служебное соответствие – нехорошо как-то получилось с освобождением заложника. Но в это время банда под управлением некоего Лоренца (Уэсли Снайпс) захватывает банк и требует, чтобы переговорщиком к ним выслали не кого-нибудь, а именно Коннерса, которого сравнительно быстро удается отыскать, и даже не в портовом кабаке. Переговоры завершаются вничью: грабители не пойманы, но и банк почему-то не ограблен. Вот тут-то и начинается самое интересное. Первая интересная деталь: "Хаос" подозрительно похож на вышедшую весной картину Спайка Ли "Не пойман – не вор". Вторая: он провалялся в архивах два года. Ну и третья, самая загадочная и интригующая: его зачем-то выпустили на экраны. Но, к сожалению, вопросы "почему" и "зачем" так и останутся без ответа. Какое-то помрачение нашло на студию Epsilon Pictures (слышали о такой? мы тоже ни разу), не иначе.

Тем, кто видел "Не пойман – не вор", мы сразу можем сказать, что на "Хаос" идти не стоит. Это ровно то же самое, но гораздо хуже сыгранное, срежиссированное и смонтированное. Автор сценария и режиссер, некто Тони Джильо, не известен никому. Нет, это не режиссерский дебют, как можно было бы подумать, но предыдущие его картины никто и никогда не видел. И вот именно этот человек решил поставить "умный" боевик, где не только стреляют из разнокалиберных пулеметов и молодецки крошат челюсти, но еще и думают иногда. К сожалению, Джильо несколько увлекся умствованиями и ухитрился снять кино с двумя экшн-звездами, но без единой сцены прямого насилия, без мало-мальски завалящего трюка. Стэтему, впрочем, не привыкать – он играл в "Револьвере" Гая Ричи, где самым головокружительным трюком его героя было падение в обморок. Уэсли же Снайпсу приходится тяжело, однако он не ропщет – но толком и не играет, к сожалению.

В принципе, фильм старается следовать канонам классических полицейских боевиков 80-х: опытному полицейскому (Стэтем) дают неоперившегося напарника Шейна Деккера (Райан Филип) и отправляют по следу грабителей. Но есть нюанс: ограбление банка фальшивое, и вообще – здесь все не то, чем оно кажется. Нет, есть и погони, и взрывы (причем, кажется, все они уместились в трейлере), но режиссер старательно намекает: "Это не просто боевик! Не просто! Смотрите, сейчас я вас буду обманывать!". К сожалению, повторяет он это слишком часто и слишком навязчиво, и любой зритель, обладающий хотя бы спинным мозгом (и посмотревший хотя бы два "интеллектуальных" боевика) может предсказать развитие сюжета на пару ходов вперед. Ну и заигрывание с математикой (с теорией хаоса, как нам подсказывает название фильма). Изложение этой самой теории в версии для среднего кинозрителя, как бы помягче... оставляет желать многого. Хотелось бы, в частности, знать, зачем она вообще нужна данному фильму.

Но в целом, если не отвлекаться на досадные неувязки типа актерской игры, трагически малого количества боевых сцен и периодических напоминаний о том, что это не просто так кино, а "со смыслом", смотреть вполне можно – и даже получать от просмотра некоторое удовольствие. Первые 60 минут. Потому что дальше режиссер, увы, начинает выполнять свои обещания. Сюжетная линия заходится в эпилептическом припадке, и фильм начинает демонстрировать нам, как же оно было на самом деле. Общее направление сюжета каждые пять минут меняется раз восемь, и на долю зрителя выпадают незабываемые ощущения – кинотеатральная болезнь, точно такая же, как морская, но происходит исключительно на суше, в темноте и прохладе кинотеатра. Приличного боевика не получилось, умного – тоже. А ведь не поленись режиссер добавить еще немножко пальбы и взрывов – получился бы нормальный боевик уровня "Транспортера". Попытка же сделать кино с проблесками интеллекта провалилась начисто.

В прокате с 8 июня

Выбор читателей