Страна рабов, страна господ

От торговли людьми в России пострадали сотни тысяч человек. В системе торговли людьми она занимает особенное положение, так как является одновременно страной вывоза, страной приема и территорией транзита




В "дьявольский" день 6 июня 2006 г. Госдепартамент США опубликовал шестой ежегодный доклад о торговле людьми (трафикинге), в котором представлены результаты глобального мониторинга этой проблемы с апреля 2005 по март 2006 года.

Все страны мира в докладе поделены на три категории, в зависимости от мер противодействия и профилактики трафикинга. В первую категорию – успешно противодействующих торговле людьми – из стран бывшего Советского Союза вошла только Литва. Россия попала во вторую группу. По мнению Госдепа, российские власти стремятся к соблюдению минимальных стандартов по борьбе с трафикингом, но уже третий год подряд наша страна не проявляет признаков активизации усилий. Оценки российских экспертов подтверждают и даже немного усугубляют выводы американцев.

На постсоветском пространстве основная тяжесть неравной борьбы с трафикингом и его последствиями ложится на женские некоммерческие организации. Учитывая деликатность темы, они, как правило, неохотно идут на контакты с представителями прессы. Нам удалось побеседовать с работницами нескольких фондов помощи женщинам на условиях анонимности.

По словам наших собеседниц, Россия вместе с Восточной и Центральной Европой занимает второе место в мире по масштабам трафикинга (первенствует здесь Юго-Восточная Азия, откуда в год вывозится около 200 тыс. человек). Российская Федерация занимает в системе торговли людьми особое положение, так как является одновременно страной вывоза, страной приема и территорией транзита. Вывозят россиян, в основном, в Западную Европу и США, с Дальнего Востока поток идет в Японию. На территорию России ежегодно в поисках лучшей доли въезжают несколько миллионов нелегалов. Большинство из них едет из стран СНГ, особенно из Украины, Молдавии и стран Средней Азии. По данным Международной организации труда, среди нелегальных мигрантов распространенность принудительного труда составляет от 10% до 30% от их общего числа.

Обычно торговля людьми воспринимается обществом в нескольких аспектах (незаконная торговля донорскими органами или вывоз женщин с последующим принуждением их к занятию проституцией), но трафикинг охватывает все сферы эксплуатации человека силой, под принуждением или путем угроз. Здесь и работа нелегальных мигрантов в нечеловеческих условиях за мизерную зарплату, а то и безо всякого вознаграждения, и долговая кабала, когда отношения отработки долга не регулируются законами страны, детская порнография, обычаи, сходные с рабством, и многое другое.

Если в мире до 70% женщин и детей, а они составляют около 80% от всех жертв трафикинга, вывозится в другие страны с целями сексуальной эксплуатации, то в России ситуация не так однозначна. Огромный теневой сектор национальной экономики востребует дешевую рабочую силу, не предъявляющую никаких требований по социальной защите и безопасности. Долгожданная стабилизация не принесла уменьшения количества занятых в нелегальных сферах экономики, а наоборот, создала дополнительные рабочие места. Трудовая эксплуатация и просто рабский труд людей всех полов и возрастов распространены не меньше принуждения к занятию проституцией или вовлечения детей в секс-индустрию.

Торговля людьми в нашей стране в большой степени вызвана не какой-то особенной психологией бывшего советского человека, как иногда считается, а социально-экономическими причинами. Низкий уровень жизни, образования, невозможность реализовать себя и найти достойную работу в месте проживания делает граждан склонными к рисковым формам поведения. Причины готовности человека стать жертвой обмана одинаковы для всех стран с низким уровнем доходов. А в России, даже при наличии узкой прослойки очень богатых, миллионы людей живут за чертой бедности.

Главной помехой в деле борьбы с трафикингом выступает отсутствие профильного Федерального закона. Его разработкой занималась Межведомственная рабочая группа Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству (глава – Постоянный представитель ГД в Конституционном Суде РФ Елена Мизулина), созданная в 2002 году. Проект закона "О противодействии торговле людьми" так и остался проектом. Поправки в Уголовный кодекс, устанавливающие ответственность за торговлю людьми и использование рабского труда, появились только в 2003 году. До этого момента отечественный законодатель не уделял большого внимания проблеме трафикинга. Кстати, эти дополнения в УК оставили неурегулированным вопрос, подпадает ли под торговлю людьми факт купли-продажи человека без целей эксплуатации.

Одним из результатов деятельности Межведомственной группы стал доклад о состоянии борьбы с торговлей людьми в РФ. Основная часть документа посвящена анализу законодательства и предложениям по законодательному регулированию проблемы. Кроме того, в докладе составлен социально-психологический портрет потенциальных жертв торговли людьми.

Чаще других жертвами торговцев людьми в России становятся дети и подростки до 18 лет, молодежь от 18 до 25 лет и молодые, физически здоровые женщины до 30 лет. Эти люди, как правило, проживают в небольших городах, в сельской местности или недавно приехали в большой город. Их характеризует низкий уровень образования: незаконченное среднее образование и отсутствие профессионального образования. В основном, это безработные, среди них немало выпускников школ, интернатов и училищ. Живут они на случайные заработки, среди женщин велик процент занятых в сфере развлечений, досуга и модельном бизнесе. Отдельная категория потенциальных жертв – приезжие студенты, мигранты на временных работах.

Межведомственная группа на основе мониторинга пострадавших выявила некоторые поведенческие характеристики жертв трафикинга. Среди них люди с явными миграционными намерениями, то есть согласные даже на нелегальную миграцию, девушки, ориентированные на замужество за рубежом и психологически склонные к рисковому поведению личности, а также люди, пережившие насилие.

Социальная принадлежность жертв часто определяется как маргинальная: малоимущие, из семей алкоголиков, наркозависимые и т.д. В эту же группу попадают воспитанники детских домов, одинокие или многодетные матери, бомжи и ВИЧ-положительные граждане. Часто потенциальные жертвы трафикинга принадлежат к этническим группам из бедных стран СНГ. В то же время, предупреждают наши собеседницы, в российских условиях от опасности быть проданным, обращенным в рабство полностью не застрахован никто.

Если экономический урон от трафикинга еще можно как-то оценить, то социальные последствия не просчитывались пока никем. Простая арифметика вопроса указывает на десятки тысяч женщин и детей, получивших серьезные психологические травмы; у многих нанесен существенный ущерб здоровью. И до тех пор, пока проблемой торговли людьми не озаботятся не на самом "верху", трафикинг в России будет процветать.

Выбор читателей