С Шараповой облетает позолота

Шарапова с каждым турниром играет все хуже: в Бирмингеме Мария уступила 82-й ракетке мира. Зато звезда победительницы этого турнира Веры Звонаревой, похоже, начинает сиять все ярче


ФОТО: AP



Трудно сказать, для чего Марии Шараповой так нужно играть на турнире в Бирмингеме, призовой фонд которого составляет всего $200 тысяч. Поскольку особых финансовых достижений даже в случае победы тут не предвидится, приходится эту версию отмести. Забегая вперед, отметим, что в качестве призовых от организаторов турнира Вера Звонарева получила чек на $31 тысячу. Право же, для Шараповой такая "приманка" не представляется существенной.

Но остаются еще два важных фактора.

Первый – чисто теннисный. Называется он "трава". Турнир в Бирмингеме традиционно располагается между Открытым чемпионатом Франции и Уимблдоном. Переход с медленных грунтовых кортов на быстрые травяные был и остается проблемой для теннисистов самого высокого уровня, вот они и стараются сыграть хоть немного перед Уимблдоном, чтобы, как говорится, почувствовать разницу. И потому нет ничего удивительного в том, что на траве проигрывает Рафаэль Надаль, выигравший до этого Ролан Гаррос и не проигравший на грунтовом покрытии ни одного матча из последних 60!

Но в случае с Шараповой все не так просто. В Париже ее победы никто особенно и не ждал, поскольку Маша не является таким уж явным специалистом по грунту. А вот Бирмингем – дело особенное. Во-первых, трава для Шараповой – стихия почти любимая. В конце концов, Уимблдон она выиграла два года назад, показав высокий класс вкупе с молодым и веселым нахальством, без которого на траве делать нечего. И еще один факт Машиной биографии: в течение двух последних лет она неизменно побеждала в Бирмингеме, ввиду чего стала здесь своей, получив первый номер турнирной классификации. И, по большому счету, в Бирмингеме у нее и соперниц по классу не было: Мария представлялась наиболее вероятным кандидатом на победу даже с учетом всех возможных последствий ее травм последнего времени.

Ну хорошо, а второй фактор? Что еще может заставить Шарапову играть на турнире с таким низким призовым фондом? Не хочется обижать теннисистку и ее поклонников, но все, что сейчас будет сказано, говорится лишь с искренними пожеланиями Марии успехов и с не менее искренней заботой о ее теннисной судьбе. В последнее время уровень ее игры снизился, чему, возможно, виной травмы, а возможно и то, что называется "синдромом Курниковой". Не сравнивая уровень игры и весомость достижений Ани и Маши – Шарапова и по игре, и по победам несоизмеримо выше, – стоит отметить некую общую линию их поведения. Шарапова постепенно становится "звездой" в не самом хорошем смысле этого слова. В начале карьеры казалось, что ничего подобного ей не грозит, но постепенно начались перемены, в голосе зазвучали неуловимые на первый взгляд нотки чересчур большой уверенности в себе, взгляд все чаще падал на собеседника из положения "свысока"... в общем, некоторые признаки "звездной болезни" стали проявляться с пугающей неумолимостью. Совпало так или нет, но одновременно пошла вниз и кривая успехов.

Что делать в такой ситуации? Один из вариантов – играть в не самых сильных турнирах, чтобы выигрывать без особого сопротивления, получать титулы, так нужные для осознания себя профессионально состоятельной теннисисткой. Возможно, участие Шараповой в бирмингемском турнире – из этого ряда событий.

Но ведь соперницы не стоят на месте! И против Шараповой сегодня выкладываются практически все – даже те, кто заведомо слабее нее. Взять хоть Джейми Джексон – 82-ю ракетку мира. В Бирмингеме американка довольно легко выиграла у Шараповой в полуфинале, заставив говорить о себе как о возможной звезде грядущего Уимблдона. Но эти авансы таковыми пока и остались: после того, как в финале Джексон, не без упорной борьбы, переиграла еще одна российская теннисистка Вера Звонарева.


Фото: AP

Вера пока находится, так сказать, во втором эшелоне российского женского тенниса. Мы все более по привычке говорим о Дементьевой, Мыскиной, Шараповой, а в последние месяцы – о Кузнецовой и Сафиной. Но Звонарева отличается невероятным трудолюбием и упорством, и, возможно, ее час вот-вот наступит. В прошлом сезоне, казалось, в ее игре наступил спад, причем довольно беспросветный. Но вот теперь победа в Бирмингеме показала нам настоящую Звонареву – упрямую, быструю и настойчивую, способную на самые высокие достижения.

Да, характера Вере не занимать – в частности, у Джексон она выиграла на двух тай-брейках, причем в первом одержала победу со счетом 14:12, что для финала означает страшную нервотрепку. Да и во втором сете не обошлось без свойственных женскому теннису проблем – Вера вела по геймам 4:0, а потом проиграла пять геймов подряд. Но и это было не все: Вера вновь повела 6:5, подавала на матч, но позволила сопернице во второй раз перевести игру в тай-брейк. И вновь в решающий момент она оказалась сильнее – 7:5. Все это ее сможет выдержать далеко не всякий теннисист. Вера выдержала – и вселила в нас веру, что в лондонском пригороде, слывущем Меккой мирового тенниса, российские теннисистки получат еще один балл в свою пользу. Теперь в карьере Звонаревой четыре титула – у Курниковой, напомним, в одиночном разряде не было ни одного.


Выбор читателей