Аббас пытается стать Арафатом

Достижение соглашения между палестинцами на основе "документа национального согласия" будет являться серьезной победой председателя ПНА Махмуда Аббаса


ФОТО: AP



Вчера пресс-секретарь правительства Палестинской национальной автономии Гази Хамед заявил, что ФАТХ и ХАМАС готовы преодолеть все разногласия и предложить выход из кризиса, охватившего автономию. Предполагается, что стороны придут к соглашению на основе "документа о национальном согласии", который был предложен группой высокопоставленных представителей крупнейших палестинских группировок, отбывающих сроки заключения в израильских тюрьмах. Этот проект, именуемый также "документом заключенных", содержит положение о создании независимого палестинского государства со столицей в Иерусалиме в границах, существовавших до войны 1967 г., что означает отказ от претензий на создание арабского государства на территории всей Палестины. Другими словами, документ косвенно признает государство Израиль, что является шагом навстречу требованиям "четверки" (Россия, США, ЕС и ООН), координирующей процесс ближневосточного урегулирования. Впрочем, проект узаконивает "сопротивление израильской оккупации всеми средствами" на тех территориях, которые палестинцы считают незаконно захваченными израильтянами, тогда как условиями признания нового палестинского правительства, сформированного ХАМАС, являются, помимо признания Израиля, также отказ от применения силы и демонтаж инфраструктуры террора. Однако международное сообщество, по всей вероятности, закроет глаза на невыполнение палестинцами ряда условий, поскольку в том же документе признается необходимость ведения переговоров с Израилем.

Достижение соглашения между палестинцами на основе "документа заключенных" будет являться серьезной победой Аббаса, который обещал в случае, если правительство ХАМАС отвергнет проект, вынести положения документа на всенародный референдум, назначив даже дату его проведения – 26 июля. Кстати, согласно плану, изложенному в "документе национального согласия", оговаривается необходимость реформирования Организации освобождения Палестины (ООП) и вступления в нее движения ХАМАС. Такое развитие событий могло бы наделить Аббаса беспрецедентными властными полномочиями, сравнимыми с теми, какими обладал Ясир Арафат. Более того, в соглашение, по оценке экспертов, может быть включен пункт о замене кабинета ХАМАС на идеологически нейтральное правительство национального единства, с которым согласились бы иметь дело зарубежные доноры ПНА. Ведь обострение отношений внутри автономии не в последнюю очередь определяется финансовыми проблемами, возникшими в результате отказа международного сообщества перечислять средства правительству, сформированному движением ХАМАС. Представители ХАМАС, впрочем, пытаются поправить дело путем ввоза в ПНА наличных средств из мусульманских стран. Например, глава палестинского МИД Махмуд аз-Захар на днях привез $20 млн в нескольких чемоданах. Однако эти средства не идут ни в какое сравнение с той помощью, которую оказывали ПНА США и страны ЕС – свыше $1 млрд в год. Впрочем, "квартет" по урегулированию ближневосточного кризиса вчера принял решение о возобновлении финансовой помощи населению автономии. Со следующего месяца будет действовать временный фонд помощи ПНА, управление которым возьмет на себя Всемирный банк. Деньги должны будут поступать в автономию помимо ХАМАС, а целесообразность деятельности фонда будет подтверждаться международными посредниками каждые три месяца.

Итак, международные посредники будут считать, что их политика давления привела ХАМАС на путь переговоров и заставила движение признать Израиль. Мусульманские страны будут приписывать успех в урегулировании внутрипалестинского конфликта себе – дескать, призывы к миру на территории Палестины были услышаны противоборствующими сторонами. Такие призывы действительно постоянно звучат из уст лидеров ряда арабских стран. Например, в последние дни с обращениями к палестинцам выступили король Иордании Абдалла II, призвавший "все стороны объединить усилия и преодолеть множество проблем, которые стоят перед палестинским народом", а также президент Египта Хосни Мубарак, заявивший, что пришла пора преодолеть все разногласия между ХАМАС и ФАТХ. Однако на самом деле творцом объединительного процесса в ПНА следует назвать израильского премьера Эхуда Ольмерта, который недавно посетил США и ряд европейских стран, где презентовал свой план одностороннего отделения Израиля от Палестины. Согласно этому плану, Израиль передает палестинцам приблизительно 90% территорий, завоеванных у арабских соседей, оставляя себе несколько крупных населенных пунктов на Западном берегу реки Иордан и Восточный Иерусалим, которым до войны 1967 г. владели арабы. Похоже, лидеры арабских стран, не говоря уж о властях автономии, четко поняли, что они сами дают Израилю шанс претворить в жизнь план Ольмерта – ведь продвижение по плану "дорожная карта" возможно лишь путем возобновления переговорного процесса. А поскольку переговорщиков со стороны ПНА не существует (ХАМАС, отвергающий право Израиля на существование, таковым являться не может), Израиль на этом основании перекроит карту региона по своему усмотрению, что не может устроить мусульманский мир.

В этой ситуации ХАМАС готов пойти на некоторые уступки. Это, однако, не означает, что соглашение между ним и ФАТХ действительно будет достигнуто. Потерпев поражение от Аббаса, ХАМАС навсегда утратит роль лидера в автономии, что неприемлемо для руководства движения. Кроме того, борьба за уничтожение Израиля является одним из краеугольных принципов радикальных исламистских государств, которые не могут примириться с мирным урегулированием конфликта. Поэтому в ближайшие дни следует ожидать провокационных действий, призванных помешать заключению соглашения между палестинцами, могущего привести к признанию Израиля. Да и израильтянам такая перспектива ничего хорошего не сулит. "Дорожная карта" предполагает, что Израиль уходит со всех тех территорий, с которых он готов уйти, с тем, чтобы обсуждать спорные вопросы (о поселениях на Западном берегу или о статусе Восточного Иерусалима) на более поздней стадии. Это означает, что Израиль будет продолжать односторонние уступки, не получив взамен никаких обязательств со стороны палестинцев. Более того, положения "документа заключенных" являются, с точки зрения Израиля, ультиматумом, который неприемлем в переговорном процессе – ведь в нем говорится о признании Израиля в границах 1967 года, тогда как вопрос о границах является одним из пунктов переговорного процесса. Таким образом, то хрупкое равновесие, которое сможет обрести палестинское руководство, подписав соглашение между ФАТХ и ХАМАС, имеет слишком слабые шансы послужить основой для продолжения мирного процесса.

Выбор читателей