Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
В чем, собственно, заключается этот интерес? По версии Брайза, Грузия – партнер США "в сфере безопасности и энергетической безопасности". Кроме того, как сообщается в официальном заявлении пресс-службы Белого дома, "Грузия является ключевым союзником в важном регионе, ценным партнером в войне с террором, вносящим важный вклад в нормализацию обстановки в Ираке". Однако вряд ли американцы рассчитывают на серьезное влияние небольшой кавказской республики на процессы установления безопасности в Европе, США или где бы то ни было. Отнесем это высказывание к издержкам дипломатического лексикона. А вот насчет энергетической безопасности, если понимать под таковой стремление западных стран диверсифицировать поступление энергоносителей путем создания каналов, независимых от России, Брайза сказал чистую правду: географическое положение Грузии позволяет ей предоставить свою территорию для транзита газа и нефти из соседних стран. Однако вкладывать значительные средства в грузинскую энергетику крупные межнациональные компании почему-то не спешат. Правда, российский "Газпром" вел переговоры о покупке грузинского магистрального газопровода, но США присоветовали Грузии не соглашаться на эту сделку, поскольку тогда Грузия стала бы полностью зависима от России, потеряв свою энергобезопасность. Такое соображение могло бы иметь смысл, если б в трубу поступал газ откуда-нибудь, кроме России. При существующем положении вещей этот довод представляется весьма сомнительным: Грузии нужен газ, и поэтому ее энергобезопасность все равно зависит от России. А газопровод, который через территорию Грузии ведет в Армению, требует срочного ремонта, на который у Грузии нет средств. Кроме того, партнерские отношения с "Газпромом" могли бы существенно снизить цену на газ. Тем не менее вчера на проходящей в Тбилиси международной конференции "Энергетическая безопасность Евразии: инвестиционная политика и доступность рынка" Саакашвили подтвердил, что отчуждение магистрального газопровода не входит в стратегические интересы страны. Кстати, в одном из своих недавних интервью грузинский президент заметил, что он не усматривает угрозы в проникновении российского капитала в грузинскую экономику, в том числе в энергетику страны. Однако ряд энергетических объектов (две дистрибьюторские компании и шесть ГЭС) Грузия продала чешской Energo Pro, тогда как конкурирующая российская компания "Интер РАО ЕЭС" осталась ни с чем. Впрочем, грузинские источники не исключают, что "Интер РАО ЕЭС" является теневым владельцем чешской компании, победительницы приватизационного аукциона.
Если Соединенные Штаты и страны ЕС интересуются то ли собственной энергобезопасностью, то ли энергобезопасностью Грузии, то для Саакашвили главным вопросом, который он собирается обсуждать в Вашингтоне, является территориальная целостность страны. Пресс-служба американского президента сформулировала эту тему как обсуждение "усилий по продвижению мирного урегулирования сепаратистских конфликтов в Южной Осетии и Абхазии в составе Грузии". Грузинская сторона в преддверие визита Саакашвили в США вновь усилила критику в адрес России, которая, по мнению заместителя министра иностранных дел Мераба Антадзе, продолжает "предпринимать деструктивные шаги, что обуславливает жесткую и бескомпромиссную позицию лидеров сепаратистских регионов". Такими деструктивными шагами грузинский дипломат называет предоставление российских паспортов жителям Южной Осетии и Абхазии, а также стремление России "сохранить эксклюзивное право посредника", вместо того чтобы расширить переговорный формат и включить в миротворческую операцию страны-члены ОБСЕ и другие международные организации.
Как известно, на недавней встрече президентов России и Грузии Владимир Путин призвал решать проблему урегулирования конфликтов с учетом волеизъявления граждан тех республик, которые стремятся к отделению. Россия также неоднократно давала понять, что не исключает возможности применения косовского сценария к ситуации в Грузии. В свою очередь, американцы подчеркивают солидарность с Грузией в вопросе об ее территориальной целостности. Это еще раз подчеркнул Брайза, заявив, что "пример Косово не может считаться универсальным". Брайза выразился в том смысле, что США взяли на себя посредническую миссию найти "общее будущее между Россией и Грузией" и мирным путем решить замороженные конфликты в стране. Он добавил, что США "ни на кого не оказывают давление – ни на Россию, ни на Саакашвили": давить на Россию у США "нет возможности", а Саакашвили является человеком, "который решает вопросы своей страны" самостоятельно.
Впрочем, на дипломатическом уровне дело представляется таким образом, будто бы Россия мстит молодой грузинской демократии за ее североатлантический выбор. Разумеется, Москва не испытывает особой радости от того, что Грузия стремится в НАТО. Однако межнациональные конфликты в Грузии инициированы действиями грузинского руководства, которое пыталось силой вернуть мятежные республики под свою юрисдикцию. В результате "точка невозврата" в отношениях между Грузией с одной стороны и Абхазией или Южной Осетией с другой, безусловно, пройдена. Поэтому ожидания, что США или какая-то другая внешняя сила поможет вернуть непризнанные республики в состав Грузии, представляются абсолютно несбыточными. Россия прекрасно это понимает и не стремится форсировать события, имея на руках все козыри, включая энергетическую составляющую.
Как с горечью пишет The Washington Post, "похоже, что американские чиновники смирились с тем, что на грядущем саммите Путин будет играть роль правителя возрождающейся супердержавы. Грузины и молдаване будут смотреть на то, как западные лидеры пьют за здоровье Путина, ни словом не вспоминая о российском бойкоте на их товары и поддержке сепаратизма. А наблюдатели в остальных странах мира, возможно, зададут логичный вопрос: "Восьмерка" существует для того, чтобы служить России? Или есть еще какая-то цель?".
Украина настойчиво продолжает усугублять конфликт