Свежий взгляд на древний манускрипт

Музыканты берлинского коллектива "Corvus Corax" представили на суд публики собственную версию "Кармина Бурана". Эпическая сюита для средневекового оркестра и хора звучит удивительно современно




Corvus Corax – "Cantus Buranus"(2005)
Впервые название "Carmina Burana" стало достоянием общественности в середине 30-х годов прошлого века: тогда немецкий композитор Карл Орф представил на суд публики музыкально-философскую кантату, в основе которой лежал одноименный рукописный поэтический сборник XIII в., обнаруженный в одном из баварских монастырей. Спустя еще 70 лет берлинцы Corvus Corax, специализирующиеся на средневековой музыке (и выпустившие около 15 альбомов в подобном ключе) предложили собственное свежее прочтение древнего манускрипта, соединив оригинальные тексты на латыни с сегодняшними представлениями о культуре менестрелей Средневековья. Результатом стала эпическая сюита для средневекового оркестра (где более половины инструментов – настоящая экзотика) и хора, звучащая к тому же удивительно современно. "Cantus Buranus": монументально и впечатляюще!
(****)


Collage – "Living In The Moonlight" (DVD, 2005)
Хотя еще года три назад (до переиздания их немногочисленного бэк-каталога) об этом коллективе в нашей стране знали единицы, данный релиз, безусловно, заслуживает самого пристального внимания. Почти четырехчасовой DVD представляет концертную ретроспективу лучшей среди неметаллических польской группы 90-х, исповедовавшей мелодичный неопрогрессив. В основу диска легла запись выступления квинтета в апреле 1996-го в Польше, сделанная незадолго до распада, и "официальный" видео-бутлег из Голландии, образовавшийся годом раньше. Плюс – четыре более-менее полноценных видеоклипа и композиция "God" с варшавского концерта 1995 года. Вопросы качества звука или изображения в контексте рецензии не обсуждаются: другими видеоархивами Collage, судя по всему, издатели сейчас просто не располагают. Впрочем, увиденного все равно достаточно, чтобы понять, что играли польские музыканты мощно и красиво – ничуть не слабее своих более именитых британских коллег по цеху IQ и Pendragon.
(****)


Mambo Kurt – "Organized Crime" (2005)
Одного взгляда на господина с обложки достаточно, чтобы усомниться в его серьезности. Запихнув диск в плеер, можно с удовлетворением констатировать, что интуиция нас пока еще не подводит. Вслед за Сеньором Кокосовым Орехом, адаптировавшим Kraftwerk до состояния "латино", деревенскими умельцами из Hayseed Dixie, переделавшими AC/DC в лихое "кантри" или панками The Toy Dolls, исполнившими суперхит "The Final Countdown" на манках для уток, немецкий комик Мамбо Курт несказанно рад представить вам собственные версии известных поп- и рок-хитов, в качестве "орудия пыток" избрав простенький орган и примитивный синтезатор и пополнив тем самым перечень действительно оригинальных кавер-альбомов. Данный релиз вновь увековечил творения "неистовых австралийцев" ("Thunderstruck" и "Hells Bells"); помимо прочих, досталось Iron Maiden ("The Number Of The Beast") и Sex Pistols с их "Anarchy In The UK". Не был обойден вниманием и несчастный "Последний отсчет", напетый дрожащим похмельным тенорком под комариный писк клавиш.
(****)


O.S.I. – "Free" (2006)
Второй альбом проекта Office of Strategic Influence, основанного бывшим клавишником Dream Theater Кевином Муром и гитаристом Fates Warning Джимом Матеосом. Еще по одному рекруту они прихватили с собой из своих "базовых" коллективов – барабанит здесь вездесущий Майк Портной (DT), а около половины басовых партий записаны Джоем Вера, коллегой Матеоса по Fates Warning. Разумеется, это опять прогрессив, но какой-то "смурной". Временами создается впечатление, что поверх электронного лаунжа и изобильных компьютерных "фенечек" Chroma Key (сольного проекта Мура) без особых церемоний кое-где просто были дописаны монотонные гитарные риффы. "Музыка из телефонной трубки" в версии 2006 г. – с популярными рингтонами, к счастью, не имеющая ничего общего!
(***)


Umphrey's McGee – "Safety In Numbers" (2006)
Как сказал бы герой анекдота, "Амфри МакДжи – это, однако, не человек, и даже не два человека". Возникни эта команда лет на 30 пораньше, ей, возможно, удалось бы устроить джем-сейшн в легендарном Вудстоке – но волею судеб четверо (поначалу) музыкантов, взявшие этот коллективный псевдоним, встретились лишь в 1997-м и сразу же принялись наверстывать упущенное не ими время... Состав полностью оправдывает данное ему определение "jamband", играя до полутора сотен концертов в год. Вдобавок, данный – третий – студийный альбом американцев одновременно является шестым в их дискографии: три другие диска Umphrey's McGee – "живые"; подобным соотношением мало кто еще может похвастать. Разумеется, новая пластинка также насквозь проникнута духом "семидесятничества": живая смесь блюза, джаз-рока и кантри. Сюрреалистичная обложка – еще один реверанс той эпохе: ее выполнил известный дизайнер Сторм Торгерсон, на счету которого работы для Pink Floyd и Genesis.
(***)


Chris Norman – "One Acoustic Evening" (2004)
Едва ли не с момента возникновения группа Smokie снискала большую популярность на "большой земле", нежели на родине, а германский фэн-клуб бывшего фронтмена группы и сегодня является одним из самых значительных... В буклете нестареющий улыбающийся Норман признается в любви к тамошним фэнам и делится радостью по поводу выхода диска (являющегося аудиоверсией одноименного DVD). Программа была записана полтора года назад в "Частном музыкальном клубе" Дортмунда: избранные места из сольного репертуара Криса и наследия Smokie плюс чуть-чуть битлов и классики рок-н-ролла, сыгранные почти unplugged, негромко и душевно. Гораздо интереснее, на мой взгляд, бонусная "плита" с записью венского концерта от июня 2004 г.: практически тем же составом Норман с бэндом выдали полноценный сет "в электричестве" – с сочным звуком и значительно большим процентом признанных хитов, включая "Stumblin' In", "Midnight Lady" и цеппелиновский "Rock' n' Roll" на десерт.
(****)

Пластинки для обзора предоставлены компаниями "Universal Music Russia" (1), CD-Maximum (2) и концерном "Группа Союз" (3-6).

Выбор читателей