Вездесущий взгляд заставит нас быть честными

Ученые выяснили, что поведение человека коренным образом зависит от того, смотрит на него кто-нибудь в этот момент или нет. Даже простое изображение глаз пробуждает лучшие свойства человеческой натуры




Как известно, человек – создание наглое. Когда он предоставлен самому себе, рассчитывать на благородство и честность можно в угнетающе малом количестве случаев: такова уж наша природа. Но бороться с этим можно, причем довольно простыми средствами, ведь все люди, в сущности – это большие дети, за которыми в буквальном смысле нужен глаз да глаз. Неусыпный контроль чужого взгляда способен заставить представителей рода человеческого вести себя гораздо лучше.

Ни для кого не секрет, что участники реалити-шоу, например, ведут себя совсем иначе, нежели в своей "незастекленной" жизни. Наверняка многие поклонники телепередач подобного сорта были бы весьма удивлены, узрев своих любимцев во всей красе в обыденной действительности. Понятное дело, когда знаешь, что за тобой постоянно наблюдают зрачки многочисленных камер, деваться некуда – начинаешь изображать из себя нечто лучшее, чем ты есть на самом деле.

Несмотря на то что между телеэкраном и нашей жизнью лежит непреодолимая пропасть, черты сходства все же имеются. И одна из них лежит как раз в области "слежки". Оказывается, наблюдение или даже его иллюзия способны заставить человека контролировать свое поведение и отказаться от некоторых неблаговидных поступков. Эксперименты показали, что если на автоматы по продаже питья, в которых теоретически можно уклониться от оплаты, наклеить изображение пары глаз, то во многих покупателях пробуждается честность, даже если до этого она мирно спала спокойным сном. Решающую роль именно "глазного" стимулятора честности доказал следующий эксперимент: вышеуказанное изображение заменили на невыразительные цветочки, и некоторые люди резко перестали вносить положенную плату.

Сравнение на примере автомата с напитками выдало ошеломивший исследователей результат - под наблюдением пристального взгляда сбор денег улучшился в 2,76 раза. Специалист по поведенческим особенностям человека доктор Мелисса Бэйтсон предполагает, что таким образом выражается одна из особенностей человеческого мозга: "Для нас очень важно знать, видит ли нас кто-нибудь". Каким бы циничным скептиком ни был тот или иной представитель славного вида homo sapiens, его психика неумолимо реагирует на взгляд со стороны, даже если тот – всего лишь изображение.

Проведенное исследование полностью подтверждает эту гипотезу, ведь показатели человеческой честности повысились, даже когда на покупателей напитков смотрела черно-белая фотография глаз. Теперь ученые предполагают внедрять свое открытие в повседневный обиход. Оно, как думают психологи, позволит достаточно нехитрым способом снизить уровень антиобщественного поведения, особенно в тех случаях, когда люди встают перед выбором, как себя вести – хорошо или плохо.

Выбор читателей