Мертвый Басаев не сдается следствию

Процедура опознания российского "террориста номер один" Шамиля Басаева зашла в тупик. Все нужные пробы взяты, но сравнивать их не с чем: ни в одной базе нет четких отпечатков пальцев и образцов ДНК



Подборка фото с Photofile.Ru



Сдержанный оптимизм, который проявляли представители российских спецслужб и правительства по поводу ликвидации "террориста номер один" в нашей стране Шамиля Басаева, еще поубавился, когда стали известны первые итоги экспертизы по идентификации тела. Глава Минобороны Сергей Иванов практически сразу после удачного завершения спецоперации сообщил журналистам, что уничтожен именно Басаев, которого он называл "российским бен Ладеном", и что сомнений по этому поводу быть не может. Несмотря на твердую уверенность, высказанную высокопоставленным чиновником, процедуру опознания все-таки решили провести.

Теперь следственные органы, как пишет газета "КоммерсантЪ" вынуждены констатировать, что идентификация на данном этапе попросту зашла в тупик. С самого начала было ясно, что визуальная экспертиза никаких результатов не даст, поскольку после взрыва уцелели лишь отдельные фрагменты тела. Сотрудники судебного морга во Владикавказе, на долю которых выпало проведение первичных исследований, сняли отпечатки с пяти оставшихся на руках погибшего пальцев и взяли все виды биопроб, необходимых для идентификации. Но на этом все дело и застопорилось.

После того как полученные результаты были полностью подготовлены к отправке, выяснилось, что отправлять их, собственно, некуда. Дело в том, что материалов для сопоставления попросту нет. Дактилоскопия ничего не дает, поскольку точных данных по Басаеву ни в одной российской базе нет. Правда, спецслужбам как-то удалось заполучить несколько десятков отпечатков, обнаруженных в местах терактов, совершенных отечественным "террористом номер один" вместе со своими подручными. Но их качество явно оставляет желать лучшего: все они довольно нечеткие, и сравнить папиллярные узоры с образцами из владикавказского морга не представляется возможным.

Теперь остается надеяться только на анализ ДНК. Но для этого нужно взять пробу не только у самого идентифицируемого боевика, но и у кого-либо из его ближайших родных, чтобы был материал для сопоставления. Сотрудники спецслужб рассчитывали, что им удастся обнаружить на территории России хотя бы одного прямого родственника Басаева – например, родителей, детей, братьев или сестер. Кого-нибудь из них тщетно искали на родине боевика – в Веденском районе.

Оказалось, отец террориста был застрелен четыре года назад, оказав сопротивление при проверке документов. Мать Басаева родственники давно перевезли в Баку, и судьба ее неизвестна. По некоторым данным, ее тоже нет в живых. Старший брат Ширвани давно скрывается в Турции, а младший – Валид – погиб при бомбежке дома. Оставалась еще надежда найти бывшую жену Шамиля Басаева Индиру Джения, уроженку Абхазии. У нее двое детей – мальчик и девочка, которых женщина перед началом второй кампании в Чечне увезла в неизвестном направлении. Теперь работникам следственной группы придется приложить невероятные усилия, чтобы напасть на их след.

Пока, проведя масштабную спецоперацию, удалось арестовать только дальнего родственника погибшего боевика – 24-летнего Ибрагима Цакаева. Он является лидером одного из бандформирований и давно находился в розыске. Вероятно, с его помощью следователи попытаются оказать давление на близких родных Басаева, чтобы в итоге получить необходимые образцы для экспертизы. Так или иначе, на данный момент надежда на то, что процедура опознания будет завершена в ближайшее время, свелась практически к нулю, а пока не будет ее результатов, однозначно говорить о том, что террориста с самым кровавым в России послужным списком больше нет, не приходится.

Выбор читателей