Бронзовые арийцы смутили Германию

В немецком городке Шверин открылась выставка работ Арно Брекера, любимого скульптора Адольфа Гитлера. Мускулистые арийцы привлекают гостей со всей Германии, а между тем критики лезут вон из кожи, чтобы выразить свое фе




Уцелевшие скульптуры Арно Брекера, скульптора арийской нации, "нацистского Леонардо" и, кроме всего прочего, верного друга Адольфа Гитлера, выставлены на всеобщее обозрение в галерее немецкого городка Шверин. Теперь каждый немец сможет взглянуть на мускулистых арийцев с точеными лицами и идеальными черепами – достаточно купить билет и успеть до тех пор, пока власти не закроют выставку под давлением местных активистов, отказывающихся признавать творчество Брекера искусством.

Нацистский скульптор создавал исключительно сверхчеловеческие формы, старательно внедряя дело фюрера в культуру. Брекер творил увлеченно, он был плодовит, однако после войны большинство его детищ пошли на переплавку, и только малая часть сохранилась в коллекциях вроде шверинской.

Вот тут-то и возникают возражения, тут-то и начинаются споры. Долой Брекера! Позвольте, но ведь это искусство! Какое такое искусство?! Долой! И так далее. Между тем, эксперты спокойно выражают свое мнение о скандальном событии, которое все больше смахивает на шоу.

"Глупо признавать художником человека, который воспел нацистскую идею во плоти", - говорит президент Берлинской академии искусств Карл Штек. Вот именно во плоти, в неправдоподобных мускулах и гладких лицах Брекер воплотил мечту Третьего рейха, как воплощал ее Гитлер, а потому нет ему прощения, реабилитации не ждите, - Штек демонстративно покидает свою собственную выставку в Шверине. "Брекер был не только протеже фюрера, но и его сподвижником", - бросает он напоследок.

К Штеку присоединяется несколько десятков художников, скульпторов, дюжина уважаемых коллекционеров и историков. Все они протестуют против нацизма в искусстве. Но власть не очень-то к ним прислушивается, как не прислушивалась и к протестам еврейского сообщества, требовавшего накануне Чемпионата мира по футболу демонтировать бронзовые фигуры (тоже работы Брекера) на Олимпийском стадионе Берлина. Фигуры остались, никуда не денутся и арийцы в Шверине. Правление земли Мекленбург – Западная Померания считает, что такая выставка "просто необходима".

Война закончилась шестьдесят лет назад, между Германией и Третьим рейхом такая пропасть, что ни один, даже самый ловкий пропагандист не проберется на другой берег. Можете быть спокойны, говорит официоз, немцы воспринимают фашизм как экспонат истории, заспиртованный режим, как и всякий другой, отформованный во всех жизненных сферах – в моде, в поэзии, в живописи, в скульптуре. "Все эти дебаты типа "Арно Брекер: гений или чудовище?" нас мало занимают, - говорит мэр Шверина Герман Юнгамс. – Нам важно показать, как искусство взаимодействует с идеологией". Что за искусство и что за идеология – уже другое дело.

Так или иначе, в Шверин уже съехались около тысячи гостей со всей Германии с одной-единственной целью – глянуть на бронзового Арно. Разумеется, среди них есть неонацисты. Померания буквально кишит этим сбродом (в сравнении с остальными землями), и это дает критикам лишний повод для едких обвинений. Юнгамс стоит на своем и неспешно дает разъяснения: "Конечно, мы столкнулись с массой противоречий. И, поверьте, решение об открытии далось нам очень непросто".

"Но если вы думаете, что наш проект – попытка реабилитировать Брекера, то вы заблуждаетесь. Оправдания этому человеку нет", - заключает мэр.

Выбор читателей