Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Нацистский скульптор создавал исключительно сверхчеловеческие формы, старательно внедряя дело фюрера в культуру. Брекер творил увлеченно, он был плодовит, однако после войны большинство его детищ пошли на переплавку, и только малая часть сохранилась в коллекциях вроде шверинской.
Вот тут-то и возникают возражения, тут-то и начинаются споры. Долой Брекера! Позвольте, но ведь это искусство! Какое такое искусство?! Долой! И так далее. Между тем, эксперты спокойно выражают свое мнение о скандальном событии, которое все больше смахивает на шоу.
"Глупо признавать художником человека, который воспел нацистскую идею во плоти", - говорит президент Берлинской академии искусств Карл Штек. Вот именно во плоти, в неправдоподобных мускулах и гладких лицах Брекер воплотил мечту Третьего рейха, как воплощал ее Гитлер, а потому нет ему прощения, реабилитации не ждите, - Штек демонстративно покидает свою собственную выставку в Шверине. "Брекер был не только протеже фюрера, но и его сподвижником", - бросает он напоследок.
К Штеку присоединяется несколько десятков художников, скульпторов, дюжина уважаемых коллекционеров и историков. Все они протестуют против нацизма в искусстве. Но власть не очень-то к ним прислушивается, как не прислушивалась и к протестам еврейского сообщества, требовавшего накануне Чемпионата мира по футболу демонтировать бронзовые фигуры (тоже работы Брекера) на Олимпийском стадионе Берлина. Фигуры остались, никуда не денутся и арийцы в Шверине. Правление земли Мекленбург – Западная Померания считает, что такая выставка "просто необходима".
Война закончилась шестьдесят лет назад, между Германией и Третьим рейхом такая пропасть, что ни один, даже самый ловкий пропагандист не проберется на другой берег. Можете быть спокойны, говорит официоз, немцы воспринимают фашизм как экспонат истории, заспиртованный режим, как и всякий другой, отформованный во всех жизненных сферах – в моде, в поэзии, в живописи, в скульптуре. "Все эти дебаты типа "Арно Брекер: гений или чудовище?" нас мало занимают, - говорит мэр Шверина Герман Юнгамс. – Нам важно показать, как искусство взаимодействует с идеологией". Что за искусство и что за идеология – уже другое дело.
Так или иначе, в Шверин уже съехались около тысячи гостей со всей Германии с одной-единственной целью – глянуть на бронзового Арно. Разумеется, среди них есть неонацисты. Померания буквально кишит этим сбродом (в сравнении с остальными землями), и это дает критикам лишний повод для едких обвинений. Юнгамс стоит на своем и неспешно дает разъяснения: "Конечно, мы столкнулись с массой противоречий. И, поверьте, решение об открытии далось нам очень непросто".
"Но если вы думаете, что наш проект – попытка реабилитировать Брекера, то вы заблуждаетесь. Оправдания этому человеку нет", - заключает мэр.
Ранее Трамп сделал новое заявление о переговорах
Политика Киева вызывает возмущение в Будапеште