Адекватный ответ на заокеанский вызов

Если судить по количеству принятых документов, ЕврАзЭС сегодня представляет собой наиболее динамично развивающееся на постсоветском пространстве интеграционное объединение




Если судить по количеству принятых документов, ЕврАзЭС сегодня представляет собой наиболее динамично развивающееся на постсоветском пространстве интеграционное объединение. Однако практические успехи в деле экономической интеграции до последнего времени были гораздо более скромными, нежели те, что достигнуты в сфере военно-политической интеграции, (организация ОДКБ, куда входят те же государства, что и в ЕврАзЭС).

Скажем, Нурсултан Назарбаев основной задачей ЕврАзЭС (еще на раннем этапе ее формирования) считал разработку унифицированного и максимально упрощенного механизма перемещения товаров по территории Сообщества. Решать эту задачу действительно крайне необходимо: как известно, Россия граничит сегодня с 15 государствами, поэтому с учетом новых угроз и вызовов важное значение приобретает вопрос о создании, по выражению одного из чиновников ФТС России, "благоприятного пояса". Однако для этого необходимо, чтобы таможни всех сопредельных с Россией государств имели одинаковый инструментарий. Пока этого нет. И в рамках ЕврАзЭС возникают порой парадоксальные ситуации, несмотря на то что государствами-участниками Сообщества уже заключено свыше 70 договоров. В частности, до сих пор отсутствуют унифицированные ставки ввозных пошлин, при том, что в рамках Сообщества предприняты шаги по формированию режима свободной торговли, приняты основные принципы организации совместного таможенного контроля и унифицированы правила таможенного оформления товаров, обращающихся во взаимной торговле. Затруднения в формировании общего таможенного пространства возникли также по причине предстоящего вступления в ВТО образующих ЕврАзЭС государств (при том, что Киргизия – уже член ВТО).

И вот, видимо, можно говорить о прорыве в таможенной сфере. По словам президента России, "прежде всего, речь идет о создании единой таможенной территории с единым порядком регулирования внешнеторговой деятельности, в рамках формирования единого экономического пространства Сообщества". А генеральный секретарь ЕврАзЭС Г. Рапота отметил: "Был принят ряд очень важных решений, в частности - решение о создании правовой базы таможенного союза, которое должно быть выполнено. Эта задача должна быть решена к концу этого года. Приняты важные решения относительно формирования общего энергетического рынка, а также по вопросам водно-энергетического регулирования в Центральной Азии. Все эти решения, несомненно, продвинут процесс интеграции вперед". При этом Россия, Белоруссия и Казахстан подписали большую часть документов о создании Таможенного союза, а к концу года будет подписан и весь пакет.

Немалое время главы государств уделили вопросам энергетики. В частности, обсуждались вопросы формирования общего энергетического рынка ЕврАзЭС. И здесь интересы России и ее партнеров объективно совпадают, как бы ни пытались доказать обратное. Нынешняя стратегия Соединенных Штатов и Европейского Союза в Центральной Азии направлена на строительство газо- и нефтепроводов в обход России, а также недопущение каких-либо консолидированных действий со стороны России и государств Центральной Азии. При этом вопросы энергетики тесно связаны с вопросами внутриполитической стабильности в соседних с нами странах, что является крайне важным.

В частности, в свое время Нурсултан Назарбаев дал согласие на вовлечение своей страны в проект Баку – Тбилиси – Джейхан, что, по мнению многих экспертов, спасло его от краха. По некоторым данным, если бы Назарбаев этого не сделал, события в Казахстане во время последних президентских выборов развивались бы по грузино-украинскому "оранжевому" сценарию. Вот и сейчас, накануне встречи ЕврАзЭС, в Ашхабаде побывал помощник госсекретаря США по вопросам стран Южной и Центральной Азии Стивен Манн. По сообщению "Независимой газеты", он от имени американского руководства заявил, что в США проявляют позитивный интерес к проектам строительства новых газовых магистралей в афганском и китайском направлениях. В свое время посол США в Азербайджане Стивен Манн много сделал для реализации проекта строительства нефтепровода Баку–Тбилиси–Джейхан. Строительство все новых и новых газо- и нефтепроводов, как того хотят заокеанские лоббисты антироссийских проектов, может привести к тому, что эти магистрали будут избыточны для имеющихся энергоресурсов и не принесут государствам Центральной Азии ничего, кроме убытков. Напротив, США и Евросоюз приобретут в регионе дополнительное политическое и геостратегическое влияние.

Адекватным ответом этим вызовам могло бы стать эффективное и скоординированное сотрудничество государств России и Центральной Азии, большинство из которых являются одновременно и производителями, и транспортировщиками сырья. Сказать, что в деле формирования Единого энергетического пространства ничего не делается, нельзя. Еще в феврале 2003 г. были утверждены Основы энергетической политики государств-членов Евразийского экономического сообщества. В числе прочих задач этот документ предполагает создание общего электроэнергетического рынка государств ЕврАзЭС, формирование согласованных принципов таможенной, налоговой и тарифной политики государств ЕврАзЭС в области энергетики и многое другое. Однако представляется, что практические шаги по реализации данного документа во многом недостаточны. И причины этого – отнюдь не только объективные (зачастую трудно согласовать между собой интересы не то что государств, но и хозяйствующих субъектов), так и чисто субъективные (неумение политиков и дипломатов адекватно реагировать на новые вызовы, склонность к формально-бюрократической, "бумажной" стороне дела).

При всем этом, положительная динамика очевидна. "ЕврАзЭС - я открыто говорю, мои коллеги знают мои мысли с самого начала - должен превратиться в нормальный евразийский союз государств, со всеми вытекающими последствиями, как это делается в Европейском Союзе", - говорит Нурсултан Назарбаев.

Государства ЕврАзЭС объединяет общность экономических интересов. Союз был создан ими самими, а не внешними игроками, которые до сих пор периодически пытаются реанимировать ГУАМ или создать некое Содружество демократического выбора, не имеющее под собой ничего, кроме навязчивого желания всячески ослабить Россию. При этом ЕврАзЭС является открытой организацией. Дальнейшее динамичное развитие, присоединение к ней новых государств, стимулировало бы экономический рост, ликвидировало бы таможенные барьеры и многие другие ограничения, искусственно созданные в предыдущие годы.

Напомним, Еврозийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) - это международная экономическая организация, созданная 10 октября 2000 г. с целью формирования общих внешних таможенных границ стран-участниц, выработки единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и других составляющих общего рынка. В настоящее время в нее входят Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Совокупная численность населения стран ЕврАзЭС превышает 181 млн. человек. Почти 90% экономического потенциала СНГ приходится именно на ЕврАзЭС. Наблюдателями являются Украина, Армения и Молдова.

Выбор читателей