Грузия переживает тотальную зачистку

Наращивая военную силу в Кодори, Тбилиси сознательно балансирует на грани новой войны. А внутри страны между тем продолжается политика "закручивания гаек"




В то время как официальные представители Тбилиси не уставали повторять о полицейской антикриминальной операции в Кодорском ущелье, в этой части Абхазии – так называемой Абхазской Сванетии - лилась кровь. Впрочем, все данные о действиях грузинских военных были засекречены. Официально признана гибель лишь одного жителя и ранение нескольких полицейских. Хотя, по данным абхазской администрации Гульрипшского района, число жертв налета сил Минобороны Грузии составляет несколько десятков человек. Речь идет об убитых, раненых, похищенных жителях сел сванов, расположенных на фактической линии грузино-абхазского противостояния. Эти факты задокументированы абхазскими властями.

Чем же были вызваны и какие цели преследовали рейды грузинских военных на этой спорной территории замороженного конфликта? Большинство российских военных экспертов склоняется к выводу, что Грузия, наращивая военную силу в Кодори, сознательно балансирует на грани новой войны. Во-первых, минувшая операция позволила Тбилиси получить свою, "приватизированную" часть Абхазии. Пусть она составляет всего лишь несколько десятков километров Кодорского ущелья, пусть она малопригодна для использования в военном и иных отношениях, но именно она дает право команде Саакашвили показать: реальная операция по возвращению Абхазии в грузинское лоно уже началась. Неслучайно один из тбилисских ястребов, председатель комитета парламента Грузии по обороне и безопасности Гиви Таргамадзе, напомнив, что "от Кодори до Сухуми – пять минут на вертолете", прямо заявил: "Там же находится Гагра и другие города Абхазии. Мы обязательно возьмем эту территорию и вернем ее Грузии, избавим население ущелья от засилья криминалов. Возвратив Кодорское ущелье, мы начнем глобальное возвращение всех потерянных территорий".

Кроме появления своей, уже не мифической, а минимальной части Абхазии, в Тбилиси преследовали и другую, более прагматичную цель. Действия грузинских военных сильно напоминали рейд Ираклия Окруашвили на Цхинвал летом 2004 г., когда была предпринята попытка втянуть грузинские подразделения на окраину столицы Южной Осетии, проведя "разведку боем".

На этот раз, высадив тактические десанты в Кодори, грузинское командование приказало двигаться в сторону моря и остановилось только тогда, когда до начала новой войны осталось преодолеть полкилометра. Официально велся поиск бывшего представителя президента Грузии в Кодорском ущелье Эмзара Квициани, которого называли еще и губернатором горной Сванетии. Он считается командиром партизанского отряда "Охотник", бойцы которого осуществляли вылазки в регионе. Этих людей в свое время поставили на полное обеспечение спецслужбы Грузии. Но теперь хозяева из Тбилиси выбрали сванские формирования в качестве главной цели, заняв территорию, которая контролировалась раньше людьми Квициани. А для мирового сообщества ситуация с подачи Тбилиси выглядела несколько иной – так, будто у абхазов без особых проблем отбили кусок территории.

Эмзар Квициани всегда умел лавировать и оставался на плаву. Он отделался "легким испугом" даже когда по просьбе Шеварднадзе доставил на абхазскую территорию банду Гелаева в 2001 г., проведя в обществе чеченского полевого командира несколько дней. "Сегодня Квициани уже не устраивает, потому что Тбилиси желает подчинить всех и вся полностью без всяких условий, оговорок и привилегий. Это суть новой политики Грузии, - считает один из экспертов, собеседник "Yтра". – Окруашвили пришел в Минобороны в начале 2005 г. и уже тогда увидел, что отряд Квициани "Охотник" мало кому подчиняется. Окруашвили строит "собственную империю", расставляя своих людей. Он намного серьезней Саакашвили, имеет большие амбиции, не трус, в отличие от Саакашвили, который иной раз проявляет себя, как закомплексованный мальчик. Окруашвили проявил себя как генератор наступления на Абхазию и Южную Осетию. Его уже боятся в Тбилиси".

Говоря языком военных, цель операции в Кодорском ущелье – изменить расстановку сил, создав плацдарм для вторжения Грузии. Теперь напротив позиций российских миротворцев и абхазских военных стоят не сваны, которые старались придерживаться нейтралитета и не заниматься провокациями, а грузинские военные, которым эти провокации совершать приказано. Пока они ведут разведку, минируют местность, оборудуют огневые позиции и неприцельно стреляют в сторону абхазов по ночам. В Кодори уже переброшены силы, готовые выполнить приказ из Тбилиси. После успеха в Сванетии воодушевленный министр обороны Грузии Окруашвили заявил, что на выполнение боевой задачи в Абхазии войскам потребуется всего лишь месяц.

Правда, действия в Кодорском ущелье не избавили грузинскую армию, готовящуюся к войне, от проблем. В Тбилиси никак не желают говорить о негативе – каждый месяц в Грузии растет число военных дезертиров. Военные специалисты признают, что фактически основу группировки, которую натаскивают для ведения боевых действий в горах непризнанных республик, составляют 2-3 вооруженных, "отполированных" американскими инструкторами, батальона, максимум - бригада. Большая часть остальных формирований представляет собой то, что принято называть "пушечным мясом".

Может не оправдать себя и расчет на резервистов. Правда, в Тбилиси, в отличие, скажем, от абхазского командования, где берегут штыки, совсем не интересуются потенциальными потерями в будущей войне. Тем более там не будут считать жертвы среди мирного населения. Так, гибели сванов в Кодорском ущелье вообще "не заметили". Интересная деталь: когда в Сванетии под видом поиска Квициани разворачивали группировку войск, операцию прикрывали два вертолета "Ирокез" американского производства, четыре Ми-24 "Крокодил" и несколько транспортных МИ-8. По некоторым данным, одна винтокрылая машина потерпела аварию, рухнув в горах. Но в Тбилиси скрыли и это, засекретив факт обстрела с земли и гибель военных.

Вторжение в Кодори можно расценивать и как предупреждение властям непризнанной Абхазии. Грузинские военные создали плацдарм, демонстративно нарушая мирные договоренности. Сигнал Тбилиси ясен и понятен. Когда начнется настоящая война, российские миротворцы не смогут предпринять никаких реальных действий, а руководство России лишь ограничится устной поддержкой абхазских и осетинских властей. В Тбилиси прогнозируют, что максимум, на что может решиться российское военное руководство, - это отправка подразделений спецназа для защиты объектов власти и инфраструктуры, выполнения точечных задач.

Дестабилизация грозит и Южной Осетии, где осенью этого года намечается проведение сразу двух ключевых мероприятий – выборов президента республики и референдума по вопросу о независимости. Упускать такую возможность устроить победоносную войну, учитывая, что Ираклий Окруашвили родом из столицы Южной Осетии, в Тбилиси не станут. Причем использовать можно тот же сценарий, что и два года назад, только применив гораздо большее количество сил и средств.

Как отмечают источники в Тбилиси, продолжается политика "закручивания гаек" и внутри Грузии. В стране уже не осталось полноценного независимого телевидения. Один маленький канал "Кавкасия", вещающий несколько часов в сутки, не в счет. Более того, идут поголовные аресты неугодных. Причем, на этот раз репрессиям подвергаются даже те политики и общественные деятели, которых нельзя заподозрить в симпатиях к Москве. На днях арестован один из лидеров оппозиционной партии "Вперед, Грузия!" Ираклий Батиашвили, который являлся одним из активистов Национально-освободительного движения Грузии конца 1980-х годов. Ему инкриминируют около 20 обвинений, в том числе "поддержку мятежников" и "пособничество в измене родине". Дело в том, что в тот момент, когда грузинские войска входили в Кодорское ущелье, Батиашвили разговаривал по телефону с Квициани и пожелал ему держаться, "не стрелять по грузинским солдатам и офицерам, в своих братьев". Перехваченную спецслужбами телефонную запись прокрутили по телевидению, после чего Батиашвили арестовали. Ему грозит до 30 лет тюрьмы.

Есть и другие реальные факты, которые заставляют усомниться в адекватности действий официального Тбилиси. На фоне постоянных "тычков" в адрес Москвы по поводу контроля за медиапространством и пробелов в законодательстве, Запад совершенно спокойно реагирует на то, что в Грузии уже год действует закон, по которому человека могут арестовать и даже осудить по анонимному доносу. Спецслужбы держат под тотальным контролем все коммуникации лидеров оппозиционных структур.

Безоговорочными лидерами в "прессовании" выглядят сторонники партии "Справедливость" Игоря Гиоргадзе, избиение которых перед партийными съездами и форумами превратилось в традицию. И сейчас на рассмотрении грузинских парламентариев находится ряд законопроектов, предусматривающих уголовное наказание даже за критику политического курса властей. Все тот же ястреб Таргамадзе пообещал большие неприятности еще одному оппозиционеру, относящему себя к лагерю безоговорочных сторонников Запада. Лидеру грузинских консерваторов Кобе Давиташвили ставят в вину предсказания больших жертв в Кодорском ущелье, сделанные в российском(!) телеэфире на русском(!) языке. Большей дерзости в нынешней Грузии и представить невозможно. Так что он ответит по полной программе перед командой русофобов–"младореформаторов".

Выбор читателей