Если не смотреть себе под ноги

Плодовитая художница Катя Голицына умеет снимать все, что стоит на месте или стремительно движется: проносящийся за окнами машины мегаполис, неуклюжие старинные автомобили и даже меланхоличных рыб


ФОТО: museum.ru



Фотографу Кате Голицыной повезло: она не просто принадлежит старинному дворянскому роду, но и является достойным продолжением целой династии художников. Ретроспективизм, присущий Катиному стилю, – это возможность воссоздать декорации, в которых когда-то блистали ее прабабки и прадеды.

Эпоха постмодернизма явно доживает последние дни, и нынче в моде искусство в стиле ретро. Особенно разительные перемены произошли с фотографией. Если еще несколько лет назад российские критики восторженно приветствовали мастеров, работающих с новейшими технологиями, то сегодня все больше ценятся авторские снимки, желательно имитирующие печатную графику или, на худой конец, напоминающие пожелтевшие отпечатки начала прошлого века.

В этом деле Катя Голицына не знает себе равных. Свои снимки художница заботливо ретуширует "под гравюру", а затем еще проходится кисточкой и йодом. В результате фотография приобретает характерную шероховатую фактуру, а прорисованные детали и легкая светотень приятно оживляют снимок. Йод, использованный в небольших дозах, придает изделию благородную желтизну и антикварный шик (еще в незапамятные времена советские женщины осторожно мазали йодом новые блескучие золотые кольца и сережки, превращая их в изысканные старинные украшения).

Плодовитая и необычайно активная фотохудожница ухитряется снимать все, что стоит на месте или стремительно движется. Уютные кафе и неуклюжие старинные автомобили, мегаполис, снятый из окна несущейся на огромной скорости иномарки, и даже меланхоличные рыбы и задумчивые верблюды рано или поздно становятся героями очередной ее фотосерии. И все же излюбленная тема художницы – тихие уголки родной столицы. Но для того, чтобы снимать архитектуру, одной фантазии явно недостаточно. Специалисты прекрасно знают: чтобы ухватить эффектный ракурс, уловить почти незаметную, но самую важную в композиции тень, сконцентрироваться на незаметных глазу обывателя деталях, фотограф должен владеть особым умением "видеть" архитектуру. Только в этом случае его произведения будут радикально отличаться от стандартных открыточных видов.


Фото: museum.ru

По мнению знатоков, Катя Голицына этим даром обладает, поэтому ее очередной проект "Природа линий. Московский архитектурный модерн", открывшийся в залах Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, едва ли разочарует поклонников. Радует и тот факт, что художница не только создает свой образ русского модерна, но и, как правило, интуитивно умеет угадать и подчеркнуть авторский замысел архитектора.

Акцентируясь на отдельных деталях, будь то ажурная решетка балкона, изящный изгиб фронтона или устрашающий массив нависшего эркера, Голицына фиксирует внимание зрителя на самых удачных элементах здания, очевидных для профессионала, но порой недоступных для взгляда простого прохожего. Особенно учитывая тот факт, что наши граждане имеют пагубную привычку смотреть исключительно себе под ноги. Как обычно, все произведения исполнены в оригинальной голицынской технике "фотографики", сочетающей фотографию с оригинальной графической обработкой. А чтобы зритель почувствовал разницу между реальностью и художественным вымыслом, под каждой работой помещена обыкновенная фотография объектов, подвергшихся обработке Кати Голицыной.

Выбор читателей