Диспетчер отвернулся и проглядел гибель лайнера

По последним данным, одним из факторов гибели пассажирского лайнера в Кентукки стал тот факт, что диспетчер дежурил в аэропорту в одиночку и в момент взлета отвернулся для выполнения "других обязанностей"


ФОТО: АР



За последнее время произошло столько авиакатастроф и неприятных инцидентов с аварийными посадками пассажирских лайнеров, что это поневоле наводит на мысль о злом роке, преследующем "железных птиц". Но в каждом случае своя, особая причина, причем на ее выяснение у работников специальных служб, как правило, уходит довольно-таки длительный период времени. Однако недавняя трагедия в американском штате Кентукки показала, что расследование может быть весьма оперативным, а сама причина – до боли нелепой.

"Человеческий фактор" – в этом емком словосочетании кроется гибельная сущность, означающая, что техника была в порядке и погодные условия в норме, но кто-то совершил ошибку. Самое досадное в таких случаях то, что их можно было бы избежать. Например, на сей раз причиной трагической смерти 49 человек стал недочет в работе диспетчера аэропорта Лексингтона. В момент взлета злополучного рейса он находился на дежурстве один и, когда лайнер готовился взлетать, попросту отвернулся. Имя этого диспетчера не оглашается, известно лишь, что он проработал по профессии около 17 лет и имеет все необходимые квалификации.

По правилам, принятым в 2005 г., наблюдениями с башни за летным полем и наблюдениями за радаром должны заниматься разные люди. В федеральном управлении авиации США практически сразу же после катастрофы признали факт нарушения собственных правил при назначении на дежурство только одного авиадиспетчера. Как сообщает руководитель расследования обстоятельств катастрофы, "диспетчер четко видел взлетно-посадочные полосы аэродрома и разрешил взлет рейсу 5191 с более длинной полосы. После этого он отвернулся для выполнения административных обязанностей". Поэтому то, что самолет переехал с длинной полосы на короткую и начал с нее взлетать, ускользнуло от внимания сотрудника наземной службы управления полетами.

Еще предстоит в точности выяснить, почему же командир борта принял решение взлетать именно с короткой полосы. Предполагается, что он не был осведомлен о недавних переменах в аэропорту Лексингтона, в частности - об измененной рулежной дорожке. Кроме того, на злополучной взлетной полосе по неизвестным пока причинам отсутствовали сигнальные огни.

Напомним, в минувшее воскресенье там разбился пассажирский самолет, который во время взлета в аэропорту выбрал не ту взлетно-посадочную полосу, а она оказалась гораздо более короткой (на 600 м меньше), чем было необходимо для лайнера СJR-100. Воздушное судно упало практически сразу после взлета – на расстоянии около полутора километров от аэропорта - и было обнаружено в лесу. На борту находились 47 пассажиров и три члена экипажа. В живых остался лишь один человек - второй пилот. Сейчас он находится в больнице. Его состояние оценивают как критическое, у него множественные переломы костей, в том числе лицевых и позвоночных.

Выбор читателей