Конкуренция на кинорынке снижает цену билетов

Эксперты отмечают рост интереса к кино при отставании темпов увеличения числа кинозалов. Эта ситуация полезна для зрителей: конкуренция на кинорынке усиливается, что приводит к снижению цен на билеты




Российский рынок кинопоказа находится в состоянии уверенного роста. Его темпы, согласно исследованиям DISCOVERY Research Group, составляют примерно 20-30% в год. Как пишет РБК, размер кассовых сборов в прошлом году достиг $350 миллионов.

Тем не менее на рынке отмечается расширение роста зрительского интереса к кинопродукции при отставании темпов увеличения числа кинозалов. Эта ситуация, оказывается, полезна для зрителей: конкуренция на кинорынке усиливается, что приводит к снижению цен на билеты. Но увеличивает сроки окупаемости новых кинозалов в крупных российских городах.

Эксперты, согласно информации РБК, оценивают емкость всего российского рынка кинопоказа в три-четыре тысячи залов. Выходит, что в стране сейчас действует лишь треть того, что этот рынок может вместить. Особенно большая ниша в настоящее время присутствует на рынке кинозалов малых городов с численностью жителей до 100 тыс. человек. Основными участниками рынка являются десять крупнейших сетей – "Каро-фильм", "Формула кино", "Киномакс", "Кронверк-синема", "Парадиз", "Синема-парк", Rising Star Media, "Центрфильм", "ЕА-Синема" и "Арт Сайнс Синема". Они контролируют треть всех существующих кинозалов в стране. И, по мнению экспертов, дальнейшее развитие индустрии кинопоказа в России пойдет по пути усиления и укрупнения ведущих операторов.

Согласно информации РБК, больше всего кинозалов в Центральном федеральном округе – 39 процентов. За ним следует Приволжский (15%) и Северо-западный (12 процентов). А вот Уральский и Дальневосточный федеральные округа похвастаться развитой инфраструктурой кинозалов и кинотеатров не могут.

Безусловным лидером в этой части рынка, конечно, является Москва. Однако если в первом полугодии прошлого года в столице стали функционировать семь кинотеатров, то за первое полугодие этого года открылся лишь один. Эксперты утверждают, что рынок в столице близок к насыщению. Кинотеатральный рынок в столице, по некоторым оценкам, должен иметь в Москве 150-170 кинотеатров, среди которых должны быть 60 многозальных. На начало 2006 г. столица владела 120 кинотеатрами с количеством мест на 70 тысяч.

Сегодня, как отмечается, у каждого кинотеатра или кинозала – своя специфика. Одни ориентированы на молодежь, другие – на любителей экспериментального кино. Кто-то выбирает заведения для среднего класса, кому-то подавай VIP-кинотеатры класса премиум... Но наиболее популярны так называемые мультиплексы, которые позволяют одновременно показывать несколько фильмов в удобное для зрителей время.

РБК приводит слова гендиректора "Каро-фильм" Игоря Ильчука, который в программе "Сфера интересов" заявил, что уходят в прошлое кинотеатры в отдельно стоящих зданиях. Множество новых открываются в больших торговых центрах. Эксперты уверены: современный кинотеатр, приносящий прибыль, должен иметь не менее четырех-шести залов. Дело в том, что сейчас до 50% выручки от проката фильма отдается дистрибьютору картины. По словам участников рынка, прибыль кинотеатров складывается из трех составляющих: распространения билетов (40-50%), продажи еды, напитков и сопутствующих товаров (30-35%) и рекламы – показа рекламных роликов, проведения различных рекламных акций, оформления стендов и лайт-боксов (20-25 процентов).

Согласно одному из прогнозов, к концу 2007 г. в России будут действовать порядка 1 тыс. 500 кинозалов, а объем кассовых сборов в России в 2011 г. может достигнуть $800 млн в год. К этому времени среднее количество посещений кинотеатров составит полтора раза в год.

Выбор читателей