О моторных маслах и не только…

Масла семейства Shell Helix, вместе с выполнением прямой задачи по смазке двигателя, отмывают скопившиеся в нем высоко- и низкотемпературные отложения. То есть происходит процесс, который проще описать как "освежение"




Еще 15-20 лет назад отечественные автовладельцы в лучшем случае одним ухом слышали о том, что помимо обыкновенного минерального масла, заливаемого ими в двигатели своих "Жигулей", "Москвичей" и "Запорожцев", где-то "не у нас" существуют не совсем понятные синтетические или полусинтетические масла. На этом круг познаний большинства соотечественников в данной области и ограничивался. Сегодня, в период бурной автомобилизации нашей страны, полки автомагазинов заполнены самыми различными марками и типами моторных масел. Выбор настолько широк, что разобраться в этом пестром многообразии рядовому покупателю практически невозможно. О том, как выбрать нужное масло, для чего вообще оно нужно и что лить, а чего не лить в двигатели наших автомобилей сегодня мы поговорим с техническим директором направления по производству и реализации смазочных материалов, российского подразделения концерна Shell Игорем Богдановым.

Yтро: Расскажите, для чего вообще существуют автомобильные масла, какую роль они выполняют и какие требования к ним предъявляются?

Игорь Богданов: Как и все механизмы, автомобильный двигатель должен смазываться маслом, которое призвано выполнять сразу несколько функций, основные из которых следующие:
а) снижение трения между деталями и их изнашивания путем создания разделяющей масляной пленки между ними;
б) охлаждение двигателя за счет переноса тепла от более нагретых деталей к менее нагретым;
с) защита – предотвращение возникновения коррозии деталей двигателя, вызываемой попадающими в масло водой, продуктами неполного сгорания топлива и кислотами;
д) поддержание чистоты двигателя – удаление лаковых отложений, нагаров и шлаков и предотвращение их образования. Все эти функции и формируют современные требования автопроизводителей к моторным маслам, которые год от года все больше ужесточаются.

Y: Существует информация, что масла линейки Shell HELIX обладают рядом дополнительных очищающих свойств, расскажите об этом поподробней. Как происходит такое очищение и что это дает двигателю?

И.Б.: Хотя в ответе на предыдущий вопрос поддержание чистоты оказалось на последнем месте, это не означает, что данный показатель менее важен, чем прочие. От того, насколько успешно выполняет масло эту функцию, зависит и снижение трения, и защита, и охлаждение, и срок службы масла! Условия, при которых масло работает в двигателе, экстремальные, что постепенно приводит к его старению и загрязнению. Загрязняется и двигатель. И то, насколько быстро это происходит, определяется качеством масла, его пригодностью для данных условий. Многолетний опыт создания смазочных материалов позволил специалистам Shell выделить эту характеристику (обеспечение чистоты) как ключевую и использовать преимущества различных компонентов масла для получения наибольшего эффекта. Грамотный подбор качественных, стабильных и эффективных базовых масел и присадок способствует увеличению стойкости масла к старению и уже благодаря этому снижается образование высокотемпературных отложений и обеспечивается большая чистота двигателя. В композиции масла одни присадки (прежде всего моющие) отвечают за удаление загрязнений с поверхностей двигателя, другие (диспергирующие) - за их удержание в объеме масла. Залитое в двигатель, загрязненный при работе на менее качественном масле, масло семейства Shell Helix по сути выполняет и задачу его смазывания и при этом постепенно отмывает уже образовавшиеся в нем высоко- и низкотемпературные отложения, то есть происходит процесс, который проще описать как "освежение". Действительно, по результатам реальных испытаний независимых компаний и лабораторий, масла Shell HELIX обладают лучшими моющими свойствами в сравнении с конкурентами.

Y: Действительно ли в новых маслах линейки Shell HELIX изменен состав и рецептура. Если да, то что там изменилось и для чего?

И.Б.: Изменение состава и рецептуры масел действительно произошло. В частности, мы не только усилили их моюще-диспергирующие свойства, но и повысили окислительную стабильность, что позволяет маслам дольше работать, сохраняя свои эксплуатационные параметры, повысили стойкость к механической деструкции загущающих присадок, которые делают масло всесезонным. Таким образом, нашими специалистами была проведена "комплексная" работа по модернизации рецептуры, которая теперь целиком работает на обеспечение чистоты двигателя. А это обеспечивает нашим продуктам значительные эксплуатационные преимущества.

Y: Что означают классификации, указанные на этикетках масел Shell HELIX?

И.Б.: Для любого моторного масла, представленного сегодня на рынке, характерны два показателя, позволяющие конечному клиенту, автосервису и специалистам сделать правильный выбор среди большого ассортимента масел. Во-первых, это вязкостно-температурный показатель – класс SAE, который определяет возможность применения масла в зависимости от температур окружающей среды. Это обозначение наверняка знакомо многим автомобилистам и обычно указано в виде следующей последовательности SAE 5W-30, 0W-40, 10W-40 и т.д. Первая цифра указывает, до каких минимальных температур гарантирован запуск двигателя. Например, 0W – до -35°С , 5W – до -30°С 10W – до -25°С и т.д. То есть для суровых (иногда) российских зим предпочтительнее выбирать масла 0W-хх, 5W-хх (это, как правило, синтетические масла). Вторая цифра характеризует вязкость масла при рабочих температурах двигателя. Чем она выше, тем больше вязкость масла. Но, как и все в жизни, "золотая середина" - всегда лучше, потому что если масло окажется маловязким при рабочих температурах, то возможен повышенный износ. Если оно будет слишком вязким, то повысится расход топлива, а при определенных условиях возможно и возникновение "масляного голодания" поскольку масляному насосу будет труднее густое масло прокачивать по системе смазки. Поэтому сегодня автопроизводители рекомендуют масла с вязкостями хW-30, xW-40 и очень редко xW-50 и xW-60. Второй показатель – категория эксплуатационных свойств - качественный, он говорит о возможности применения данного масла на конкретном автомобиле. Это отражено, прежде всего, через американскую спецификацию API и европейскую ACEA. Помимо этого, есть еще одобрения/допуски отдельных производителей автомобилей – BMW, Mercedes-Benz, VW и пр. Они означают, что масло прошло дополнительные испытания (как правило, дополнительные или более жесткие, чем требования API/ACEA) по соответствующим программам и у компании есть официальные подтверждения от автопроизводителей о возможности использования этих продуктов в двигателях автомобилей этих марок. Информация о том, масло с какими вязкостными и эксплуатационными характеристиками рекомендовано для данного автомобиля, содержится в инструкции по его эксплуатации ("мануале").

Y: Во многих странах, включая Россию, автолюбители довольно сентиментальны, они буквально оживляют образ своих "железных коней", вплоть до возведения их в "ранг" члена семьи. При этом многие из них так до конца не знают, как правильно следить за "здоровьем" своих любимцев, и зачастую покупают для него только самые дорогие масла, по принципу: дорого – значит, хорошо. Насколько правилен такой подход? Как лучше подбирать масло для своего автомобиля, чтобы его двигатель был всегда "здоров"?

И.Б.: Хорошо то, что оптимально. Можно привести довольно простой пример – автомобиль с уже солидным пробегом и большим расходом масла на угар. Лить туда синтетическое масло, которое, как правило, по цене серьезно отличается от минеральных или полусинтетических, не очень целесообразно, потому что затраты на обслуживание такого авто могут сравниться с затратами на хороший импортный автомобиль. И, например, другая ситуация: новый автомобиль, не важно – российского производства или импортный. Продлить ему счастливую жизнь, увеличить ресурс двигателя и даже немного сэкономить на топливе помогут именно синтетические масла. Поэтому к подбору моторных масел нужно подходить несколько более ответственно – надо учитывать техническое состояние автомобиля, а также знать, какие требования предъявляет автопроизводитель к смазочным материалам по качественным показателям, допускам и спецификациям.

Y: Последняя зима стала самым настоящим испытанием для автовладельцев. В морозы, когда столбик термометра опускался ниже -30°С , многие из них так и не смогли завести двигатели своих автомобилей из-за загустевшего на морозе масла. Каким маслом лучше всего пользоваться для надежного зимнего завода? Что на этот случай лучше выбрать из линейки Shell HELIX, чтобы быть уверенным в том, что утром не придется идти по морозу пешком.

И.Б.: Уверенный запуск в морозы зависит от многих факторов. Первое, как было сказано ранее, – использование синтетических масел классов вязкости SAE 0W-хх, 5W-хх. Второе – использование качественного бензина или дизельного топлива. Если бензин обладает низкой испаряемостью при низких температурах, то заводиться можно очень и очень долго. А если у вас дизельный автомобиль и зимой в него не залито зимнее дизельное топливо, то процесс запуска двигателя может стать очень серьезной технической задачей. И, наконец, третье – хороший аккумулятор. Если все это сделано правильно, то, скорее всего, в тридцатиградусный мороз вам многие будут завидовать.

Y: Не секрет, что качественные масла, как и любой другой дорогостоящий товар, довольно часто подделывают. Были ли случаи подделки Shell HELIX? Как отличить настоящее масло от подделки?

И.Б.: Я бы сказал, что слухи эти сильно преувеличены. В последние годы с проблемой подделок мы не сталкивались: сейчас это не очень выгодно, да и потребители стали более требовательными, лучше ориентируются и не так уж гонятся за дешевизной. Вся цепочка дистрибуции масел находится под контролем компании. У компании мощная сбытовая сеть по всей России, и продукция поступает в магазины только через официальных дистрибьюторов Shell. Кроме того, канистры Shell HELIX, продаваемые на территории России, являются высокотехнологичными и благодаря этому хорошо защищены от подделок:
- мерная линейка, которая принята в качестве стандарта для всех четырех- и однолитровых канистр;
- защитная фольга на горлышке канистры, которая приварена к горлышку (однолитровые канистры);
- вытяжная горловина, которую чрезвычайно сложно подделать (на четырехлитровых канистрах).

Y: Где производятся масла Shell HELIX?

И.Б.: Все масла для России производятся на заводе в Финляндии.

Y: Не хотелось бы Вам в завершение нашего интервью что-нибудь пожелать российским автолюбителям?

И.Б.: Желаю, чтобы ваш автомобиль был надежным другом в любой ситуации, доставлял удовольствие от вождения и никогда вас не подводил.

Выбор читателей