Компромисс между страстью и здравым смыслом

Непреодолимое желание обладать вожделенным объектом заставляет коллекционеров пересекать границы и нарушать таможенные правила, годами выслеживать добычу, сбивать цену, выжидать удобного случая, угрожать и умолять




Далеко не всякий любитель изящных искусств, безропотно выстаивающий в бесконечной очереди в музей, сможет стать настоящим коллекционером. И дело не только в заоблачных ценах на "настоящее искусство". Важную роль играет шестое чувство каждого любителя старины – непреодолимое желание обладать вожделенным объектом. Именно эта жажда заставляет собирателей пересекать границы и нарушать таможенные правила, годами выслеживать добычу, выкупать, сбивать цену, выжидать удобного случая, угрожать и умолять. Одним словом, превращает добропорядочного гражданина в крайне настороженную и нервную личность.

В советские времена люди, скупающие произведения искусства, шифровались не хуже знаменитого гражданина Корейко. Боялись всего, от налета КГБ и ОБХСС до элементарного ограбления. В то же время малогабаритные советские квартиры, завешанные от пола до потолка картинами и иконами, представляли весьма малоэстетичное зрелище. Однако упрекать настоящего коллекционера в отсутствии здравого смысла – все равно что пытаться оторвать азартного человека от тотализатора или карточного стола.

И все-таки отдельные граждане умеют находить компромисс между непреодолимой страстью к коллекционированию и здравым смыслом. И собирают графику. Прежде всего, цены на графику несопоставимы со стоимостью живописных работ тех же авторов. Кроме того, тонкие бумажные листы можно (и нужно!) хранить в папке, подальше от яркого света. Не говоря уже о том, для настоящего знатока искусства коллекционирование графики сопряжено с множеством неожиданных открытий и приятных сюрпризов. Ведь, как правило, даже самые консервативные художники решаются на рискованный эксперимент именно с карандашом, углем или акварелью в руках.

По этой причине выставка произведений графики из собрания Сергея Кривошеева и Марии Салиной "От символизма до авангарда", открывшаяся в залах Музея личных коллекций ГМИИ имени Пушкина, полна приятных неожиданностей даже для самого искушенного зрителя. В экспозицию вошло более ста графических листов, созданных в конце XIX – начале XX века, от ранних работ символиста Петра Уткина до подборки рисунков Казимира Малевича и его единомышленников, кстати, весьма мало знакомых широкой публике. "Одно из приметных свойств московской коллекции, значительно повышающих ее художественный вес, – большое число представленных в ней творческих личностей, определяющих общую картину искусства индивидуальными особенностями своего мастерства", – считают эксперты. В коллекции Кривошеева и Салиной есть произведения Валентина Серова и Льва Бакста, Николая Бенуа и Мстислава Добужинского, Виктора Борисова-Мусатова и Николая Милиотти, Бориса Григорьева и Кузьмы Петрова-Водкина, Артура Фонвизина и Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой и Казимира Малевича. Особое место на выставке принадлежит уникальной книжной графике Натальи Гончаровой к сборнику Алексея Крученых и Велимира Хлебникова "Мирсконца" и книге Алексея Крученых "Пустынники". Сильное впечатление производят также выразительные декоративные композиции В.И. Денисова – профессионального музыканта, весьма оригинально воплощавшего свои грезы и фантазии на бумаге. Экспозицию дополняют около двадцати произведений скульптуры, созданных А.С.Голубкиной, С.Т.Коненковым, Н.А.Андреевым, А.Т.Матвеевым, С.Д.Лебедевой и другими известными мастерами того времени.

Выбор читателей