Французский гений "легкого джаза" ушел из жизни

Французский дирижер и аранжировщик Поль Мориа скончался на 82-м году жизни. В России его прекрасно знают меломаны, а неискушенным гражданам он знаком по мелодии "Manchester et Liverpool" из метеосводки




Je t'aime, je t'aime, que j'aime ta voix qui me disait "Je t'aime", "Je t'aime"… Чтобы восстановить связь с ушедшей эпохой парижского шансона, вполне достаточно знать, как будет по-французски "Я тебя люблю" и помнить фоновую мелодию для "Прогноза погоды" после программы "Время" на первом канале российского телевидения. Остальное – уже не так важно. "Manchester et Liverpool" сочинил в свое время композитор Андре Попп, куда менее известный, чем аранжировщик Поль Мориа, который в 60-х работал практически со всеми шансонье Парижа.

В воскресенье маэстро Мориа не стало. Он умер на 82 году жизни, оставив массу последователей, творящих в стиле "easy listening" – вам, несомненно, известна так называемая "легкая музыка". По крайней мере, если вы смотрели "Амели", то никак не можете это отрицать, поскольку саундтрек к фильму сделал молодой композитор Ян Тьерсан, хоть и любитель экспериментов, но все же сторонник "простого и мелодичного".

Мориа известен российским меломанам по аранжировкам песен Шарля Азнавура, Мирей Матье, Далиды и других звездных месье и мадемуазель, по молодости испытывавших необъяснимую тягу к России. В 67-м на совместных гастролях с Мирей Матье он был так тронут гостеприимством советской публики и самим образом Леонида Ильича Брежнева, что через десять лет, уже под собственной маркой Le grand orchestre de Paul Mauriat приехал снова, и тут народ, зная, на что идет, стал штурмовать кассы, а сам вождь на этот раз даже устроил личный прием. Семь концертов государственного уровня – это вам не хухры-мухры!

Тем же, кто родился в годы перестройки, Поль Мориа знаком на подсознательном уровне "а, так это он!" – то есть, имя, может быть, и не знакомо, а музыка едва ли не родная – ну, конечно, "В мире животных" ведь тоже он написал? Правда, тот самый "Прогноз погоды" для Мари Лафоре аранжировал не Мориа, но, все же, мелодия у нас связана именно с его именем.

Он родился в 1925 г., и еще в юности, как пишут биографы, "проявил склонность к музыкальным упражнениям", - Мориа нравилась музыка, а главное, у него получалось играть, чему был бесконечно рад папаша, всю жизнь мечтавший стать музыкантом. Поля отдали в консерваторию, где он от сокурсников нахватался джаза, параллельно освоив классическое фортепьяно, а в 42-м, в возрасте 17 лет юный Мориа сколотил свой первый оркестр. В начале 60-х в Париже его заметил Азнавур и свел молодого джазмена со всеми городскими знаменитостями. Ну, и началось. В 62-м композиция Мориа, написанная в соавторстве с Франком Пурселем и Раймондом Лефевром, получила гран-при на "Евровидении" (это был уже не джаз), а в 65-м он начал сольную карьеру – что примечательно, с альбома "Russie de toujours". Свою первую авторскую пластинку Мориа выпустил в 1976 году. Она была посвящена Японии и называлась "Love sounds journey". Японцы обожают Поля Мориа. В 1988 г. он в последний раз дирижировал своим оркестром в Осаке, и с тех пор не поднимался на сцену.

Выбор читателей