Ворованные блокба$теры

Каждый год против Голливуда подается порядка сотни исков, в которых киномагнаты уличаются в банальном плагиате, но шансы авторов на успех в суде обычно невелики: студии слишком могущественны, чтобы проиграть


Кадр из фильма "Шулера" (1998)



"Пираты Карибского моря", "Матрица", "Последний самурай", "Сломанные цветы", "Амистад"... Не только успех у зрителей объединяет эти фильмы. Все они стали предметом судебного разбирательства, а их создателям пришлось отвечать на обвинения в "краже идеи".

"Мне словно душу вырвали", - жалуется Джефф Гроссо, 37 лет, который в молодости зарабатывал игрой в покер на учебу в киношколе, потом написал об этом сценарий и вот теперь судится со студией Miramax по поводу авторских прав на фильм "Шулера".

"Им достаточно было указать мое имя в титрах: "сценарий такого-то", - говорит Гроссо. - Я бы отдал им все за так. Этой пометки мне хватило бы, чтобы найти себе еще работу. Все, что я хочу, - это писать сценарии".

Зачем, однако, голливудским киностудиям, явно не страдающим от нехватки средств, воровать у кого-то истории? Быть может, все эти "настоящие" авторы блокба$теров - оторвавшиеся от реальности сутяги, которые кем-то там себя воображают? Совсем не обязательно, утверждает адвокат Джон Мардер, специализирующийся на защите интересов ущемленных в своих правах сценаристов и драматургов. На его взгляд, они скорее жертвы системы, почти всегда оказывающейся на стороне студий, а не авторов.

"Это узкая группа, которая получает все дивиденды, и если вы не один из них, то вы полностью в их власти, - говорит Мардер. - Они ведут себя необычайно надменно, типа: "Как вы смеете оспаривать права этого продюсера, этого режиссера, этой студии?" Они потратят $10 млн, лишь бы выиграть дело, по которому истец требовал $100 тысяч".

Часть проблемы заключается в законодательной базе. До недавних пор суды принимали к рассмотрению только иски, в коих речь шла о нарушении авторского права как такового. Иначе говоря, закон защищал только готовое воплощение идей - сценарий или пьесу. Чтобы доказать что-нибудь, требовалось продемонстрировать, что законченный фильм или телевизионная программа более-менее идентичны вашей пьесе, поясняет Мардер.

Однако в 2004 г. решением 9-го окружного апелляционного суда было признано, что, предлагая студии свою идею, автор тем самым создает "подразумеваемый договор". Проще говоря, он имеет основания рассчитывать, что если компания превратит его идею в готовый продукт, то ему заплатят. Однако Гроссо так и не удалось выиграть процесс против Miramax, которая, как он утверждает, "позаимствовала" главных героев и основную линию сюжета из его сценария "Наперсточники" (Shell Game).

Выбор читателей