Авиаперевозчики сядут за коммерческий интерес

Владельцы авиакомпаний, чьи самолеты потерпели катастрофу, понесут уголовную ответственность, если будет доказано, что они пренебрегли безопасностью пассажиров ради "коммерческого интереса"




Ситуация с безопасностью полетов в России вызывает в последнее время все большее беспокойство. Только за этот год в стране произошли восемь катастроф с гражданскими самолетами, погибли 305 человек. Причиной трагедий, как правило, являлся пресловутый "человеческий фактор". По мнению многих экспертов, проблема заключается отнюдь не в неопытности летчиков или диспетчеров, а в том, что владельцы авиакомпаний, больше озабоченные собственной выгодой, чем человеческими жизнями, предпочитают экономить на чем можно и на чем нельзя. То и дело вскрываются факты использования поддельных деталей и приборов для самолетов, а также умышленной экономии топлива.

Хозяева лайнеров, потерпевших крушение, должны нести уголовную ответственность, если они пренебрегли безопасностью пассажиров ради "коммерческого интереса". Такое решение было, по сведениям "Новых известий", недавно принято в Генпрокуратуре и Министерстве транспорта. Впрочем, как отмечает издание, доказать "злой умысел" авиаперевозчика в суде почти невозможно.

По словам адвоката Игоря Трунова, аргументировать вину авиакомпании нереально и в том случае, если у нее один хозяин, и тогда, когда она представляет собой акционерное общество. "Владельцы не вмешиваются в процесс закупки поддельных запчастей. В лучшем случае будет наказан техник или механик", - говорит Трунов.

К тому же идея Министерства транспорта и Генпрокуратуры, по мнению адвоката, не привносит ничего нового. "Уголовный кодекс и так предусматривает ответственность авиаперевозчиков, - продолжает Игорь Трунов. - Что до корыстного мотива, то он общий для большинства преступлений". Мировой опыт показывает, что более эффективный способ воздействия на недобросовестных владельцев авиакомпаний - материальная ответственность. "Важно создать условия, при которых будет невыгодно покупать фальсифицированные запчасти или экономить топливо", - заключил адвокат.

В свою очередь, Юрий Федюшин, начальник отдела профилактики и расследования авиационных происшествий Ространснадзора, в беседе с корреспондентом "Yтра" сказал, что впервые слышит об этом решении, но, по его словам, уголовная ответственность перевозчиков в случае, когда доказан "коммерческий интерес" предусматривалась и раньше. "Вообще сейчас говорить о "коммерческом интересе" авиакомпании в ущерб безопасности странно, - отметил эксперт. - Это в 90-е гг., когда на рынке было более 400 авиакомпаний, а топливо продавалось по бешеным ценам, экономия была решающим фактором, и встречались случаи, когда гендиректора поощряли экономию топлива. Но сейчас осталось несколько крупных авиакомпаний, которые прекрасно понимают, что чем безопаснее полеты, тем привлекательнее их услуги для пассажиров. Так какой им смысл экономить копейки на топливе? Я участвовал в расследовании авиакатастроф, произошедших в июле и августе (А-310 и "Пулково"), и могу сказать, что ни в одном, ни в другом случае никаких финансовых заинтересованностей не просматривалось".

Выбор читателей