Нагорный Карабах еще раз подтвердил свой выбор

Прошедший 10 декабря референдум по принятию Конституции Нагорно-Карабахской Республики признан состоявшимся. Вопрос границ НКР будет отрегулирован отдельным законом




Согласно предварительным данным, прошедший 10 декабря референдум по принятию Конституции Нагорно-Карабахской Республики состоялся. В списках избирателей находятся чуть более 89 тыс. человек, из которых, по данным Центризбиркома НКР, проголосовало 74,5 тыс., то есть более 84 процентов. Это позволяет говорить об очень высокой явке. Однако в Степанакерте явка была несколько ниже, чем в сельских районах.

"Каждый раз после демократически проведенных в Нагорном Карабахе выборов в мире складывается о нас общественное мнение, и с этой точки зрения участие зарубежных наблюдателей в референдуме имеет важное значение для международного признания нашего государства", – заявил глава ЦИК НКР Сергей Насибян. За ходом голосования следили более 100 международных наблюдателей из России, Сербии, Франции, Италии, США, Израиля, а также из Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья. По их словам, голосование проходило в спокойной обстановке.

Референдум по Конституции НКР еще задолго до 10 декабря стал предметом бурных обсуждений за пределами республики. Официальный Баку всячески пытался настроить мировое сообщество против референдума, считая его нелегитимным. К дипломатической атаке на Степанакерт были подключены также союзники Азербайджана на постсоветском пространстве. В совместном заявлении, принятом 5 декабря по итогам состоявшегося в Брюсселе заседания, министры иностранных дел ГУАМ подчеркнули, что "так называемый "референдум" нарушает продолжающийся мирный процесс, проводится на основе fait accompli (случившийся факт) в регионе и вводит в заблуждение международное сообщество". В документе также было указано, что референдум, планируемый в Нагорном Карабахе, противоречит универсальным стандартам и ценностям демократии, верховенству закона и правам человека. А генеральный консул Азербайджана в Санкт-Петербурге напомнил, что "из Нагорного Карабаха изгнаны азербайджанцы, которые являются местным населением", и на этом основании также сделал вывод о нелегитимности голосования.

Однако многие эксперты указывают, что эти заявления вряд ли можно рассматривать всерьез. Они напоминают, что в 1990-91 гг., когда Советский Союз явно уже клонился к своему закату, в Баку избрали исключительно силовой путь решения карабахского вопроса. "Свершившимся фактом" должна была стать полная депортация армянского населения из Нагорно-Карабахской автономной области. Провозглашение Нагорно-Карабахской Республики в сентябре 1991 г. было для армянского населения НКАО (которое находилось к тому времени практически в полной осаде) вопросом элементарного выживания, а не каких-либо преференций.

В Азербайджане часто рассуждают о высоком уровне жизни в НКАО в советский период. В интервью "Известиям" азербайджанский посол в Москве Полад Бюльбюльоглы утверждает, что "область жила тогда лучше, чем другие районы Азербайджана". В то же время не секрет, что политика Баку была направлена в то время на постепенное заселение НКАО азербайджанцами. Об этом весьма откровенно говорил Гейдар Алиев в ходе встречи с представителями журналистского сообщества Азербайджана в 2002 году. К тому же сотни тысяч армянских жителей Баку, Сумгаита, Гянджи в силу известных обстоятельств не принимали участия в многочисленных выборах, состоявшихся в Азербайджане начиная с 1990-го и в последующие годы. Из-за чего эти выборы отнюдь не стали менее легитимными...

В ходе обсуждения проекта Конституции НКР в центре общественного внимания находился и вопрос о нынешних границах республики. Эта проблема весьма серьезно дискутировалась, и в результате разработчиками было принято решение о включении в Основной закон НКР статьи, которая гласит: "До восстановления целостности государственной территории Нагорно-Карабахской Республики и уточнения границ публичная власть осуществляется на территории, фактически находящейся под юрисдикцией Нагорно-Карабахской Республики". Как сообщил председатель карабахского парламента Ашот Гулян, вопрос границ Нагорного Карабаха будет отрегулирован отдельным законом.

Как известно, под военным контролем Армии обороны НКР в настоящее время находится в общей сложности 7 районов за пределами республики, населенных ранее азербайджанцами (в том числе Агдамский и Физулинский районы – не полностью). Согласно имеющейся информации, дальнейшая судьба этих территорий, имеющих ключевое значение для безопасности НКР, интенсивно обсуждается в ходе переговоров под эгидой Минской группы ОБСЕ. СМИ полнятся слухами чуть ли не об их предстоящей сдаче без каких-либо встречных шагов со стороны Азербайджана. В то же время многие забывают, что под военным контролем азербайджанских вооруженных формирований остается в настоящее время Шаумяновский район НКР, а также части Мардакертского и Мартунинского районов.

Отвечая на днях вопрос относительно судьбы занятых Армией Обороны НКР в ходе боевых действий территорий, министр обороны НКР Сейран Оганян сказал: "Данные территории мы освободили, прежде всего, для создания зоны безопасности, уничтожив все огневые точки противника, из которых обстреливались населенные пункты НКР. Конечно, для решения карабахской проблемы нужны соответствующие взаимные уступки, которые станут результатом переговоров и деятельности политиков. Задача же военных – ежедневно укреплять переднюю линию и бороться за каждую пядь земли".

Совсем мало примеров, когда народ, сделавший выбор в пользу независимого существования и в последующем неоднократно подтверждавший этот выбор, затем отказывался бы от этого выбора. Де-факто статус вопрос о статусе Карабаха решен его народом, и решение это, считают в НКР, отнюдь не противоречит международному праву. Однако нынешний этап мирных переговоров, к сожалению, дает мало оснований для оптимизма.

Выбор читателей