Иран ударит по американцам евро

Скорее всего, заявление о максимальном переводе государственных сделок Исламской Республики на европейскую валюту – чисто политический шаг, связанный с угрозой санкций со стороны Белого дома




Иранские власти решили в конце прошлой недели нанести финансовый удар по США в качестве ответного шага на американское давление в вопросе ядерной программы Тегерана. Как заявил пресс-секретарь правительства Голам-Хосейн Эльхам, Тегеран принял решение о максимальном переводе всех государственных сделок на европейскую валюту. В настоящее время предпринимаются меры по привлечению обратимых валют, за исключением американской, к транзакциям и инвестициям в нефтяную отрасль. При этом, как отметил в интервью лондонской The Times управляющий крупнейшей Иранской национальной нефтяной компанией Голам Хоссейн Нозари, в последнее время выручка в единой европейской валюте составляет 57% от общей суммы, получаемой за нефтяной экспорт Исламской Республики.

Иран, являющийся четвертым по величине экспортером нефти в мире, ввел в свои стандартные контракты положение, согласно которому покупатель имеет право расплачиваться за нефть в евро. Переход на эту валюту при торговле не привел к изменению цен на иранскую нефть. Планируемая к созданию в стране нефтяная биржа также будет работать в евро. Напомним, что с начала 1960-х годов мировой нефтяной рынок работает на основе доллара. "Наши цены по-прежнему исчисляются в долларах, так как мировой нефтяной рынок привязан к американской валюте. Нам будет сложно заставить клиентов платить в евро, однако все долларовые поступления будут переводиться в евро", – подчеркнул Голам Хоссейн Нозари. Все более широкое использование европейской валюты при экспорте нефти уже привело к снижению долларовой составляющей государственных валютных запасов Ирана почти на 10 процентов. Кстати, эти запасы, хранящиеся в Национальном банке страны, также будут переведены с долларов на евро.

Никакие разъяснения в связи с этим решением иранские власти не привели. Может, валюта Европейского союза показалась иранским экономистам более устойчивой и годной к употреблению в национальных взаиморасчетах с третьими странами. Хотя, скорее всего, это чисто политический шаг, связанный с угрозой санкций со стороны Белого дома, заявившего о существенном ограничении долларовых сделок с Ираном. Судя по местным СМИ, многие иранские бизнесмены столкнулись с проблемами в Европе, связанными с тем, что крупные банки в странах ЕС затрудняются выдавать им деньги с их счетов в долларах. Более того, европейские банки отказываются переводить доллары со счетов своих иранских клиентов в иранские же банки.

Несмотря на заявления Тегерана о том, что Исламская Республика не воспринимает угрозы США всерьез, теперь иранцы угрожают обрушить курс американской валюты, если США продолжат свое давление. Валютный резерв Ирана составляет около $50 млрд, и если эта сумма одноразово будет конвертирована на свободном рынке, это может кончиться обвалом доллара. Для самих иранцев отдача от такого удара может оказаться очень болезненной: резкое падение доллара грозит им очень значительными потерями.

Это уже не первый раз, когда Исламская Республика объявляет о переходе на европейскую валюту. Об этом говорил еще в ноябре министр финансов страны Дауд Джафари. А в марте этого года, после начала продаж иранского "черного золота" за евро, аналитики в Иране и Европе предсказывали экономический кризис для стран Запада, сравнимый лишь с "черным понедельником" – обвалом, который произошел на американском фондовом рынке в 1929 году. По всей видимости, подобного рода апокалиптические предсказания об обвале доллара вследствие резкого перехода Ирана на евро также окажутся неправильными. Американские эксперты отмечают в связи с "антидолларовыми" заявлениями Тегерана, что иранские угрозы – пусты. Даже полный переход иранских нефтепоставок на евро не отразится сильно на американской экономике. А что касается перевода валютных запасов – спад доллара будет временным, и если о нем знать заранее, то можно найти метод, как на нем заработать больше, чем потеряет сам Иран.

Несмотря на все эти прогнозы, венесуэльский министр энергетики Рафаэль Рамирес еще летом объявил, что правительство его страны взвесит возможность перехода на расчеты в евро при продаже своей нефти на мировых рынках.

Выбор читателей