Минск увяз в газовых переговорах

Переговоры по вопросу импорта российского газа в Белоруссию зашли в тупик - до конца года остались "считанные часы", а компромисса все нет. В случае провала "Газпром" может прекратить поставки топлива


ФОТО: AP



Топливный спор между Россией и Белоруссией, продолжающийся уже больше недели, близится к концу. Не то чтобы стороны о чем-то договорились – просто срок контракта истекает 1 января в 10:00, и решение "Газпрома" в таком случае легко предсказуемо: компания может прекратить поставки газа. До конца сего дня у властей Белоруссии есть шанс выработать компромиссный вариант, и, надо отдать им должное, чиновники работают не покладая рук. В воскресенье Yтром в столицу прибыл главный переговорщик белорусской стороны первый вице-премьер Владимир Семашко. Его появление в офисе "Газпрома" указывает на серьезность ситуации, создавшейся вокруг злосчастного двухсотдолларового вопроса.

В субботу дискуссии продолжались допоздна: "Мы где-то до часа ночи продолжали телефонные переговоры и обмен факсами с нашими белорусскими коллегами", - говорит официальный представитель российского поставщика Сергей Куприянов. Однако сдвинуть дело с мертвой точки не удалось.

Сегодня счет пошел на часы (хотя, обратите внимание на модальность в позиции Газпрома: он может отключить газ – выходит, может и не отключать; как бы то ни было, это пока не ультиматум), и, возможно, общими усилиями решение найдется.

Теперь напомним причину конфликта. Каша заварилась после того, как "Газпром" заявил о намерении установить новую цену на газ для Белоруссии: $105 за тысячу кубометров ($75 деньгами, $30 – в виде акций "Белтрансгаза"). С одной стороны, это возмутительно, потому что республика Беларусь является союзным государством, и продавать ему топливо по европейской цене – значит отрицать самое идею союза. Как-то не по-дружески это. С другой стороны, Белоруссия – самостоятельное суверенное государство, а значит, никакого "блата" тут быть не может. Разве Россия обязана кормить соседнюю страну, имеющую собственного президента и собственную конституцию, просто так, по старой памяти (в данном случае закрепленной союзными соглашениями)? Вроде бы, нет. Получается, как в прошлогодней истории с Украиной, что все правы, и уступать никто не намерен. Здесь начинаются всевозможные уловки, затем шантаж, транзитные потери – знакомый сценарий. Пока не началось. Но, дамы и господа, рано радоваться; "Слава Богу" мы сможем сказать лишь в том случае, если новый договор между "Газпромом" и "Белтрансгазом" будет заключен до Нового года.

Выбор читателей