Спортивные надежды-2007

Кроме подготовки к Олимпийским играм в Пекине, главным для нас в этом году должен стать хоккей. Крупных турниров по футболу не предвидится, но важнейших событий – хоть отбавляй




Спорт – совершенно уникальное явление в нашей жизни, и это всем давным-давно известно. Новогодняя же пора лишь подчеркивает его уникальность: наперекор календарю спортивная жизнь в праздники не только не замирает, но, напротив, вспыхивает с новой силой. Существует немало соревнований, плавно перетекающих из одного года в другой, и это относится не только к таким продолжительным состязаниям, как, скажем, национальные чемпионаты или европейские кубковые турниры по многим игровым видам спорта.

Но мы все-таки по традиции проводим на уровне 1 января некую грань, отделяющую один спортивный год от другого. В конце декабря подводим итоги, а уже несколько дней спустя пытаемся заглянуть в год следующий, предвкушая массу интереснейших событий и размышляя над тем, чего ждать и на что надеяться в ближайшие 12 месяцев. Вот этим, собственно, мы сейчас и займемся, поставив вопрос ребром: что готовит нам спортивный 2007-й?

Пекинские прикидки

Нынешний год нечетный, а значит предолимпийский, так что все наши мысли о летних видах спорта так или иначе будут связаны с ожиданием Игр-2008 в Пекине. Следовательно, наиболее интересными событиями для нас должны стать два чемпионата мира по самым медалоемким, как их называют, видам олимпийской программы – плаванию и легкой атлетике.

Пловцы будут бороться за награды мирового первенства в Мельбурне (Австралия) с 17 марта по 1 апреля, а легкоатлеты – в Осаке (Япония) с 25 августа по 2 сентября. Вот вам, если хотите, два пика сезона.

Впрочем, нельзя не отметить достаточно несчастливую судьбу обоих чемпионатов. Они ведь, как известно, проводятся раз в два года, то есть выпадают либо на постолимпийские, либо на предолимпийские годы, что, конечно же, накладывает на них определенный отпечаток. В первом случае это неизменный спад, который наступает после главных соревнований четырехлетия: кто-то почивает на лаврах, покорив годом ранее главную вершину, кто-то вообще заканчивает карьеру, во многих странах проходит бурная смена поколений… Во втором же случае, как сейчас, наверное, не обойдется без каких-то тактических хитростей: одни будут готовиться к Олимпиаде по особому, только им ведомому графику, другие предпочтут запутать соперников неожиданным составом команд, третьи еще что-нибудь придумают… Так что по окончании обоих чемпионатов все равно останется без ответа главный вопрос: насколько то, что мы увидели, будет соответствовать тому, что увидим через год в Пекине?

Но, так или иначе, эти чемпионаты станут некой отправной точкой для олимпийских прогнозов, а потому недооценивать их ни в коем случае нельзя. Тем более россиянам, которые в обоих видах спорта (особенно в легкой атлетике) играют ведущие роли в Европе. Главными же нашими соперниками по традиции являются американцы (в плавании – еще и австралийцы), так что чемпионат мира становится, по сути, единственной ареной, на которой можно, как на тренажере, сымитировать предстоящее олимпийское противоборство.

Перспективы россиян в Мельбурне и Осаке с сегодняшних позиций выглядят довольно неплохими, хоть, наверное, и не блестящими. В плавании, скорее всего, на равных бороться с американцами и австралийцами нашим спортсменам не удастся, но вновь заявить о себе как о третьей силе на планете вполне реально. У нас немало молодых пловцов, стабильно прогрессирующих от сезона к сезону. Ну а, допустим, Юрия Прилукова и Аркадия Вятчанина уже вполне можно считать звездами мирового класса. С ними любому придется считаться. И все же рассчитывать на то, что российская команда в целом будет сопоставима по уровню с американской или австралийской, было бы весьма самонадеянно, ведь и на европейском первенстве в Хельсинки наши не были лучшими по общему количеству наград.

На чемпионате Европы по легкой атлетике в Гетеборге мы наблюдали совсем иную картину: россияне завоевали 12 золотых наград – столько же, сколько немцы, белорусы и французы, занявшие в общем зачете второе-четвертое места, вместе взятые. Понятно, что среди подданных "королевы спорта" нам в Европе соперников нет. Но не в этом суть.

После Олимпиады в Афинах руководители Легкоатлетической федерации обещали нам появление множества молодых спортсменов, с которыми надлежало связывать надежды на будущее. Однако предыдущий чемпионат мира ничего примечательного в этом плане не показал (особенно в сравнении с американцами, у которых действительно среди призеров оказалось очень много молодежи). Чемпионат мира среди юниоров тоже не впечатлил: наши там выступили наравне с американцами (но у тех-то, как мы знаем, юниоры уже составляют добрую половину главной сборной), уступив кенийцам и китайцам. В общем, в наличии плеяды молодых и талантливых российских легкоатлетов, на которых можно было бы сделать ставку в Пекине, есть большие сомнения. Дай бог, чтобы Осака их развеяла.

Ходынская ставка

Из видов спорта, не имеющих отношение к Олимпиаде в Пекине, главным для нас в этом году должен стать хоккей. Думаю, не надо объяснять почему: с 27 апреля по 13 мая в Москве пройдет чемпионат мира. Сборная России побеждала в этом соревновании лишь однажды – в далеком уже 1993 г., после чего сумела завоевать только одно "серебро" (2002) и одну "бронзу" (2005). Предыдущий чемпионат, прошедший на нашей родине (в Санкт-Петербурге в 2000-м), был вообще провален, так что лучше и не вспоминать. Не удивительно, что ближайшие месяцы пройдут под девизом "все для победы". Ради достижения этой великой цели был построен ледовый чудо-дворец на Ходынском поле, затрачены многие десятки, если не сотни миллионов долларов. В общем, теперь либо пан, либо…

А что "либо"? Признаюсь, не совсем понятно. Лично мне вообще кажется, что никакой исход чемпионата не будет особенно удачным для российского хоккея. Если не выиграют – дело ясное: не оправдались народные чаяния и многомиллионные вложения. А если выиграют? Вложения и чаяния, понятно, оправдаются, но, выходит, вместе с ними оправдается и все то, что на протяжении последних лет делается во вред хоккею…

Этот вид спорта, некогда по праву считавшийся народным, ныне на 100 % превратился в забаву олигархов – в еще большей степени, чем футбол, в котором еще хоть какая-то жизнь теплится. О футболе-то мы говорим постоянно и все, что там происходит, вроде бы знаем, а вот хоккей остается за кадром. Но если попытаться разобраться, что к чему – волосы дыбом встанут. Договорных матчей там, как довелось мне недавно узнать из надежных источников, многократно больше, чем в том же футболе. А что же им не сговариваться, если чемпионат страны – по сути, сплошной фарс: 19 команд "бьются" за 16 путевок в плей-офф. Клубы фактически стали игрушками в руках "денежных мешков": сегодня один утратил интерес, завтра другой, и игроки толпами кочуют из команды в команду.

А это бесконечное надувание щек, ежегодные рассуждения о величии российского хоккея и разработка планов страшной мести НХЛ? Все это, выходит, тоже оправдается в том случае, если сыграет Хованская ставка? Тогда придется с прискорбием констатировать, что на пользу нашему хоккею эта победа, коли она состоится, не пойдет. Хотя народ, конечно же, возрадуется, что тоже немало.

Альпийская мечта

Разумеется, мы не можем не сказать несколько слов о самом любимом виде спорта – футболе. Крупных турниров в этом году не предвидится, но важнейших событий – хоть отбавляй. Таковыми можно считать все отборочные матчи сборной России, от которой мы будем ждать завоевания путевки на Евро-2008 (финальный турнир, напомню, пройдет в Австрии и Швейцарии). Этот год наша команда встретила на заветном втором месте в группе, но сохранит ли она его через 10 месяцев? Пожалуй, это главная загадка спортивного 2007 года.

Начнет его российская сборная матчем в Эстонии 24 марта – неплохая разминка. А вот в начале июня уже дела пойдут более серьезные: 2-го – домашний спарринг с Андоррой, а 6-го – матч в Хорватии, один из важнейших во всем цикле. В начале сентября (8-го и 12-го) еще один сдвоенный тур: домашняя игра с Македонией и выездная с Англией. Затем – 17 октября – англичане прибудут с визитом к нам, после чего останется провести лишь выездную ноябрьскую гастроль по Израилю и Андорре. По крайней мере, не хотелось бы, чтобы она превратилась для наших футболистов в турпоездку. Впрочем, что до турпоездки, то тут ведь возможны два варианта: не только тот, при котором все шансы к последним матчам будут потеряны, но и тот, при котором турнирная задача будет решена досрочно. Но это уже, согласитесь, слишком смелая мечта. И, скорее всего, такая же далекая, как уходящие в поднебесье альпийские пики, к подножиям которых, будем надеяться, наша команда все-таки сумеет приблизиться в наступившем году.

Выбор читателей