Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Биография Оболенского – это история России ХХ века.
Он родился в Арзамасе, учился в нижегородской гимназии, затем семья переехала в Пермь. Во время Гражданской войны Леонид служил в Красной Армии, был корреспондентом армейской газеты, а в самом конце войны был командирован в Госкиношколу (ныне – ВГИК), где поступил в мастерскую Льва Кулешова. В качестве натурщика и статиста Оболенский участвовал в его "фильмах без пленки" и монтажных экспериментах. Снимался в первых советских кинокартинах "На красном фронте", "Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков" и "Луч смерти". Как актер успел поработать в эстрадном театре "Кривой Джимми", Детском театре, Театре Красной Армии; как режиссер поставил несколько немых фильмов, один из которых – "Альбидум" – лег на полку. Зрители полюбили фильмы Оболенского, особенно "Кирпичики" и "Эх, яблочко...", поставленные по мотивам популярных блатных песен. Но критики назвали их примером "нэпманской буржуазной фильмы" и обвинили режиссера в невзыскательном вкусе.
Леонид Оболенский привел в кино Сергея Эйзенштейна. "Оболенский – самый аристократичный, самый утонченный член нашего коллектива, – писал Кулешов. – Человек всесторонних интересов – актер, режиссер, танцор, инженер, лингвист, историк искусства, фотограф, оператор. Ближайший друг Эйзенштейна, которому режиссер доверял свои сокровенные мысли... Он ценил Оболенского, часами с ним беседовал, видя в нем эрудированного человека. Особая привязанность Эйзенштейна и Оболенского объясняется еще и тем, что Оболенский был крестным отцом Эйзенштейна в кино".
С 1928 г. Леонид Оболенский занимался проблемами освоения звука в кино, оформлял первый звуковой фильм "Путевка в жизнь", сотрудничал с Барнетом, Протазановым и другими гениями советского кино. Иногда снимался как актер.
Из-за всесторонности интересов и чрезвычайной образованности над Леонидом Оболенским постоянно висела угроза ареста. Спасаясь, он ненадолго уехал в Ашхабад, где работал художественным руководителем оперной студии Дома народного творчества. Преподавал сценическое движение в театре, был звукооформителем Ашхабадской киностудии. Но в 1938 г. его все равно арестовали. Правда, ненадолго – меньше чем на год.
Почти 20 лет Оболенский преподавал во ВГИК, с первых дней института. Сначала вел занятия в режиссерских мастерских Кулешова и Эйзенштейна, затем преподавал технологию звукового кино. В 1940 г. стал доцентом.
Все перевернула война.
В октябре 1941 г., в период наступления немецких войск на Москву, Леонид Леонидович вместе с другими преподавателями ВГИК ушел в народное ополчение. Ему было уже под сорок. В первые же дни, в результате Брянско-Вяземского окружения Оболенский попал в плен. Его в числе других военнопленных привезли в Ельню, а оттуда поездом в Мосбург, недалеко от Мюнхена. В лагере для военнопленных он находился до осени 1943 г., занимался подневольным трудом в сельском хозяйстве. В феврале добровольно поступил на службу в ветеринарную роту, где ремонтировал автомобильную технику. Так легче было сбежать...
Всего Оболенский совершил три попытки побега. "Французские товарищи устроили меня в бригаду по ремонту автомобилей, которую направили на восток, к Сталинграду, – рассказывал актер в одном из интервью. – Так немцы привезли меня на родину, и я во время одной из бомбежек бежал. Долго скитался по деревням, пока не оказался в Молдавии. Здесь меня скосила малярия. И в полубессознательном состоянии я постучался в ворота монастыря. Что надо? – спросили. – Помирать пришел. – Православный? Ну, заходи. Похороним по-божески... Нельзя было не принять посвящения: держать меня в монастыре без этого было опасно".
Леонид Леонидович совершил постриг, приняв имя Лаврентия. Во время освобождения Молдавии советскими войсками был арестован и как бывший военнопленный в 1945 г. осужден по ст. 5416 УК УССР ("Измена Родине").
"Тебя, конечно, посадят, – предупреждал инока Лаврентия архиерей. – Это ничего, я сам двадцать лет сидел. Тебя посадят и выпустят. Только не возвращайся в монастырь, потому что их, репрессированных, около религии полно. Ты мне рассказывал, что ты – работник искусства. Так вот, дается тебе поручение – смягчать человеческие сердца. Посредством сочувствия..."
Семь последующих лет Леонид Оболенский провел в театрах системы ГУЛАГ. Поставил около 20 спектаклей. Затем, не имея права на жительство в Москве и ряде других городов СССР, был направлен в Свердловск для работы на киностудии в качестве звукорежиссера. В 1962 г. переехал в Челябинск, работал на областной студии телевидения корреспондентом, режиссером, оператором. На него постоянно давили, не давали возможности развернуться, экспериментировать, и в 1972 г. Оболенский переехал на окончательное местожительство в Миасс, где работал режиссером-методистом клуба кинолюбителей. Почти в 80 лет женился на 20-летней Ирине, своей ученице и преданном друге. Позже об этом уникальном союзе был снят документальный фильм "Таинство брака".
В 70-е годы Леонид Оболенский возобновил и актерскую деятельность в кино. Его удивительный типаж оказался востребованным, особенно в исторических и "западных" фильмах, но заполучить легендарного артиста с Урала было не так-то легко. Согласие на съемки он давал не часто, только если нравился сценарий или устраивала личность постановщика. Среди фильмов с его участием: "Вид на жительство", "Молчание доктора Ивенса", "Чисто английское убийство", "Красное и черное", "Ореховый хлеб", "Чужая", "Ларец Марии Медичи", "Факт", "Душа", "Россия молодая", "Подросток", "Зудов, вы уволены!", "Миллион в брачной корзине". В 1980 г. за участие в фильме "На исходе лета" актер был удостоен приза за лучшее исполнение мужской роли "Золотая нимфа Монте-Карло" на Международном кинофестивале телевизионных фильмов.
В 1991 г. Леониду Оболенскому было присвоено звание народного артиста РСФСР. Сразу, без заслуженного. Такой чести удостоились немногие легендарные мастера: Изабелла Юрьева, Вацлав Дворжецкий и Валентина Токарская. В том же 1991 г. Оболенский скончался. Он похоронен в Миассе под именем инока Лаврентия.
В последние годы в Челябинске развернулись нешуточные бои и вокруг Музея-квартиры артиста и вокруг кинофестиваля его памяти. Имя Оболенского трепалось в прессе, его называли "фашистом", "шкурой" и "предателем". На этом скандале некие политические силы пытались заработать себе предвыборные очки.
Точку в спорах поставила долгожданная реабилитация – в октябре 2005 года. Согласно документам, все обвинения против Леонида Оболенского были ложными, его сотрудничество с фашистами – надуманным, никакого состава преступления в делах военнопленного не было. Но Леонид Леонидович Оболенский об этом так и не узнал...
Украина настойчиво продолжает усугублять конфликт