Воспитание каннибализма у взрослых и детей

У доктора Лектора была младшая сестра со странным для нашего уха именем Миша. И вот бедную девчушку во время войны… скушали. Одних кадров, описывающих это событие, хватило бы, чтобы тронуть самое жестоковыйное воображение

Ганнибал (Hannibal Rising) Франция, Великобритания, США, 2007
Режиссер: Питер Уэббер
В ролях: Гаспар Уйе, Гон Ли, Рис Айфанс, Кевин МакКидд, Доминик Уэст, Ингеборга Дапкунайте




Честно признайтесь вы ведь знали, что доктор Ганнибал Лектор хороший? Ну, кушает людей, да, причем противно так, вскрывая им черепные коробки и отрезая самые мягкие части тела. Но предыдущие три ленты, где в образе монстра представал очаровательный сэр Энтони Хопкинс, как-то не до конца разъясняли, в чем причина столь странной акцентуации умнейшего профессора медицины – чтоб вот не просто мочкануть какого-нибудь злодея, а и с особым цинизмом сожрать его.

Теперь все ясно. Досконально. Сразу скажу - кино не для слабонервных. Беременным женщинам и детям ни-ни. Да и мне, взрослому мужику, как-то не по себе было, если честно. Питер Уэббер, оттачивавший мастерство на сериале "Six Feet Under" (кстати, его периодически показывают по нашему ТВ) и выступивший пару лет назад с дебютной лентой "Девушка с жемчужной сережкой", которая получила сходу две номинации на "Оскар", столько же - на "Золотой глобус" и сразу 10 номинаций BAFTA – режиссер молодой, да, видно, не ранний. Уже по названным работам должно стать понятно, что обеспечить своему фильму надлежащее качество картинки он умеет.

В "Ганнибале" это умение Уэббер продемонстрировал сполна. Не только сгущенные до холодной дрожи краски, но и музыка японского композитора Сигеро Умебаяши, и особенно подбор актеров – все в этом кино призвано создать атмосферу постмодернистского хоррора, что, на мой взгляд, удалось сполна.

Во-первых, выбор актера Гаспара Уйе, несомненно, основная удача четвертого Ганнибала. Поскольку состарить актера, как известно, для кино - плевая задача, в противовес его омоложению, великого сэра Хопкинса тут быть не могло. Речь ведь идет о юности героя и, если точно переводить название картины, оно будет звучать как "воспитание Ганнибала". И, надо сказать, автор сценариев и самих романов о д-ре Лекторе Томас Харрис со всей возможной очевидностью продемонстрировал в данном случае типичную для западной цивилизации гипотезу о том, откуда в людях берутся парафилические маниакальные наклонности. Из детства, стало быть, от плохого обращения.

Чтобы как-то оттенить эту квазифрейдистскую идею (впрочем, абсолютно верную), в повествование вплетена героиня-японка, которую, в очередной раз обижая жителей Страны восходящего солнца, играет китайская звезда Гон Ли. Она-то и учит будущего несчастного живодера всем премудростям обращения с самурайским оружием, формируя из без того "сложного подростка" настоящего черного ниндзю. Тетенька эта - жена погибшего во время войны родственника Ганнибала, поэтому японский след как бы оправдан.

Не оправданно другое. Как наш товарищ Харрис (автор то есть) сам есть из штата Миссисипи, то реалии Второй мировой ему вместить не под силу. Поэтому он делает Ганнибала литовцем (давая тем самым возможность пригласить на роль матери нашу Ингеборгу Дапкунайте), тем самым превращая вполне реальную историю в совершеннейший fiction.

Нет, эсэсовцы в Литве действительно были, и полицаи впрямь расправлялись с мирным населением жесточайшим образом, но вот как из захваченного Красной армией Каунаса, из советской школы, будущий каннибал бежит сначала в Париж, а потом преспокойно возвращается в те же времена на родину(!) и едет обратно (!!), попутно зверски расправившись в литовском лесу с бывшими прислужниками фашистов - остается понятным лишь американским зрителям, уверенным, что они выиграли эту войну, видимо, прямо в Перл-Харборе. Ну да ладно. Кино это не документальное, а художественное.

Как бы ни жаль было рассказывать завязку сюжета, но иначе будет непонятно, откуда растут уши, к тому же это лежит на поверхности - у доктора Лектора была младшая сестра со странным для нашего уха именем Миша. И вот бедную девчушку во время войны… скушали. Сволочи-литовцы-полицаи. Все, больше ничего не скажу.

Одних кадров, описывающих это событие, которые в кошмарном сне весь фильм видит сходящий с ума от ужасных воспоминаний наш герой, хватило бы, чтобы тронуть самое жестоковыйное воображение. Но кино только начинается с чудовищной трагедии. Это не все. Дальше - больше. Понятное дело, после таких переживаний кто хошь людоедом станет. И весь фильм авторы доказывают нам два простых тезиса: с одной стороны есть некая легитимность в превращении человека в живодера. С другой - убивать все-таки надо как-то… ну почеловечней что ли… помягче. Вот гильотина - подходящий инструмент. Хотя подлых преступников, которых совсем и не жалко, можно мучить и резать без особых угрызений совести. Только уж очень эта кровь плохо влияет на душу героя. Девушки после таких штук его уже не так сильно любят, вот беда. Но не очень-то и хотелось.

И злой он становится, как собака. Но, поскольку житейская философия Ганнибала Лектора была самым подробным образом расписана в предыдущих трех фильмах, нет необходимости оправдывать его зверства каким-то сложным механизмом, легко объяснив дикий садизм параноидным регрессом в результате детской травмы. В принципе с этим трудно поспорить - когда у вас на глазах едят близких родственников остаться в рамках медицинской нормы трудновато.

Но в остальном фильм, как мне кажется, куда более интересен унылой и дурацкой третьей части – "Красного дракона", и, если б не фантасмагорические приключения каннибала на территории бывшего СССР, вполне мог бы претендовать на отличнейший приквел самой лучшей, первой серии - "Молчания ягнят". Снят он очень стильно, сыгран просто блестяще, особенно впечатляет игра Гаспара Уйе, а к финалу начисто лишается тоскливой сентиментальности, всех этих псевдоаналитических мотивов, превращаясь в жестокий триллер в лучших традициях Ридли Скотта и Джонатана Демме. Зрители выходят несколько пришибленные и учтите, еще раз скажу, - слабонервных просьба не беспокоиться. Им лучше посмотреть что-нибудь про гламурных блондинок, благо в прокате есть…

Читайте также

Выбор читателей