Пришло время работать не больше шести часов

Мы старательно работаем по восемь часов каждый будний день, даже не подозревая, что всеобщий восьмичасовой потолок, принятый страшно сказать когда 90 лет назад, - уже давно требует пересмотра




Мы старательно работаем по восемь часов каждый будний день, даже не подозревая, что всеобщий восьмичасовой потолок, принятый страшно сказать когда - 90 лет назад, - уже давно требует пересмотра. Особенно в крупных городах, где рабочие часы - это только полбеды. Приплюсуйте сюда время, которое необходимо, чтобы добраться до работы, - и вы придете к печальному выводу: мы живем для того, чтобы работать, а никак не наоборот. Не зря же стала так популярна в стране пятница. Раньше, во времена СССР, этого ведь не было.

Газета "Московский комсомолец" приводит мнение руководителя Центра психолого-психиатрической помощи в экстремальных ситуациях Михаила Виноградова. Первым делом ученый заметил, что в условиях любого мегаполиса необходимо сокращать рабочий день, поскольку люди только на дорогу до места работы и обратно тратят большое количество не только времени, но и энергии. Вспомните часы пик в метро, вечерние пробки на дорогах и прочие городские "радости". Хорошо, считает Виноградов, если работодатели предоставляют своим служащим транспорт. Он привел пример одной из столичных авиакомпаний, которая собирает своих сотрудников по Москве и доставляет на работу своим транспортом. "В этом случае им можно еще потерпеть и с восьмичасовым днем. А вот остальным не позавидуешь", - заметил Михаил Виноградов.

"МК" в этой связи пишет, что за границей давно пошли по пути сокращения рабочего дня. Например, в соседней Финляндии служащие работают только до 16:00. В Германии пошли иным путем. Там еще с 60-х гг. прошлого века на каждом предприятии рабочий день разделен на две части. Первая часть - с 09:00 до 13:00, после чего следует трех-, четырехчасовой перерыв. Работник может не только отдохнуть и пообедать, но и сделать какие-то свои неотложные дела. И нет причин для того, чтобы отпрашиваться у руководства. А затем, где-то с 17:00, служащие возвращаются на работу, где еще три часа посвящают компании.

Но это в Германии, там не так много мегаполисов, а в маленьких городках подобный график работы выглядит почти идеальным. В России же, считает Виноградов, с ее так называемым часовым перерывом на обед, существует "потогонная система". Не хватает этого часа для восстановления сил.

Выход ученый предлагает следующий: узаконить три перерыва за день. "В столичных офисах я бы предложил узаконить три перерыва за день. Один, еще два - для физкультминуток", - сообщил Михаил Виноградов. Именно этот анахронизм советских времен, считает ученый, стоило бы вернуть в офисы для того, чтобы уменьшить количество глазных заболеваний и болезней позвоночника.

Необходимо также в законодательном порядке запретить работу во внеурочное время, пишет "МК". И приводит пример, как буквально в прошлом году один из менеджеров, которому пришлось уволиться из-за подтвержденного синдрома хронической усталости, через суд получил от бывших работодателей весьма значительную компенсацию.

По словам Михаила Виноградова, большинство нарушений норм труда и отдыха связано с продлением рабочего дня служащих. Элементарный пример - служба в правоохранительных органах. Казалось бы, оперативные работники, в связи с повышенными затратами энергии и нервов, должны заканчивать рабочий день раньше других. На самом деле они засиживаются допоздна.

Организация рабочих мест тоже имеет значение. Виноградов привел удивительный пример. Без видимых причин стала прогорать одна из крупных зарубежных компаний. Вывод психолога поразил всех: необходимо повернуть в другую сторону бумагооборот. Как оказалось, долгие годы работники офиса передавали друг другу документы справа налево. И очень от этого уставали. Когда же бумаги пошли слева направо, дела снова пошли в гору.

Выбор читателей