Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Жительница города Сарова Нижегородской области, начальник юридического управления крупного агентства недвижимости Татьяна Баныкина в 2002 г. родила второго ребенка - дочь Дашу. Согласно федеральному закону №81 от 19 мая 1995 г. "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", денежное пособие по беременности и родам должно рассчитываться исходя из среднего заработка матери за 140 дней - 70 дней до и столько же после родов. В то же время, ст. 15 закона "О бюджете фонда социального страхования на 2002 год" устанавливает максимальную сумму, которую женщина получает по беременности и родам, - 11700 рублей. Именно столько и получила Татьяна Баныкина, хотя ее зарплата была намного выше. Как подсчитала сама молодая мама, она потеряла более половины своего заработка. Полагая, что подобное противоречие законов несправедливо и ущемляет не только ее права, но и права всех беременных, зарабатывающих неплохие деньги, Баныкина подала иск в Саровский городской суд. Дело она выиграла: в мае 2005 г. местный суд постановил выплатить ей пособие по беременности и родам в размере полного среднего заработка без учета ограничения. А в сентябре того же года вышестоящая судебная инстанция - Нижегородский областной суд - отменила это решение, да еще и в новом иске отказала. Поскольку Баныкина не собиралась просто так подарить государству заработанные ею деньги, она обратилась в Конституционный суд РФ, который 18 января 2007 г. приступил к рассмотрению жалобы.
В то, что дело будет решено в пользу истицы, мало кто верил. Логика ее противников была следующей: по данным Госкомстата за 2002 г., зарплата сотрудниц газовой отрасли составляла 30 - 40 тыс. руб., а учителей – около 3 тыс. рублей. Выходит, предложенная истицей схема ставит всю страну в еще более неравные условия, а социальные выплаты для того и существуют, чтобы каждый получил одинаковую сумму. По словам представителя Минздравсоцразвития Юрия Воронина, в нашей стране заработную плату выше 11 тыс. рублей имеет менее 1 млн женщин. Из них лишь 3% получают пособие по беременности и родам. Чиновник также отметил, что даже за рубежом молодым матерям не выплачивают полную зарплату. Так, в Чехии "декретные" составляют 69% от заработка матери, а в Финляндии - 70%. Наконец, полномочный представитель Госдумы в Конституционном суде Елена Мизулина считает, что отмена установленной законодательством определенной суммы декретных пособий может привести к злоупотреблениям. Например, неплохо зарабатывающие в коммерческих структурах женщины будут приписывать к своим зарплатам парочку нулей.
Татьяна Баныкина настаивала на том, что помощь государства малоимущим семьям и личные заслуги отдельного человека - разные вещи. На все аргументы противников у нее имелся еще один веский контраргумент: "Государство, желающее иметь здоровую нацию и семьи, желающие рожать детей, должно создавать благоприятные условия для рождения детей, а не намеренно ухудшать материальный уровень жизни людей, которым предстоит обеспечивать еще одного (самого главного) члена семьи - родившегося ребенка".
Конституционный суд внял доводам истицы и вынес вердикт в ее пользу. Суд постановил, что "декретные" деньги должны отвечать "конституционной природе и социальному предназначению", тем более когда "в современной социально-демографической ситуации институт материнства и детства приобретает повышенную публичную значимость". Возможно, это ключевая формулировка в решении суда, потому что поддержка рождаемости с легкой руки президента стала одним из приоритетных направлений социальной политики. Еще одно интересное правовое последствие связано с самой логикой вердикта. Сходные ограничения установлены и на пособия по временной нетрудоспособности. Руководствуясь "прецедентом Баныкиной", какой-нибудь дотошный гражданин может теперь оспорить существование верхней планки выплат и там.
Как бы там ни было с конъюнктурностью решения КС, добиваться положительного решения по своему делу у гражданки Баныкиной пришлось около трех лет. Теперь государство возместит ей разницу, которую она потеряла, уйдя в декретный отпуск. При этом все 100% от своей зарплаты получит только она. По решению Конституционного суда, государство должно снять ограничения на размер пособия в течение полугода. Так что до сентября 2007 г. молодые мамы получат пособие по беременности и родам в установленном законом размере - 16700 рублей. Именно столько государство насчитало в этом году. Если в течение шести месяцев законодатели не подготовят новые расчеты по "декретным", то их будут выплачивать по норме, действовавшей до 2001 г., то есть размер пособия будет определяться зарплатой женщины.
Инфляционное давление на народ усиливается