Нефеерическое шоу

"Мода и стиль" хронически страдает отсутствия новых имен и свежих художественных решений. А мы из года в год любуемся замечательными, но уже несколько надоевшими фотографиями




Вот уже больше года Московский дом фотографии балансирует на грани фола. Постоянная жилплощадь у него отсутствует, и неизвестно, когда появится вновь. Обещанная школа имени Родченко, открытие которой намечалось на I квартал нынешнего года, пока не функционирует. Вдобавок хорошие выставки фотографии наконец-то вошли в моду, и МДФ, некогда не знавший конкуренции, теперь делит свою "культурную нишу" с крупнейшими музеями столицы. Однако коллектив МДФ явно не собирается сдавать позиции. Лучшее свидетельство тому - пышное празднование десятилетнего юбилея, роскошная выставка "Пьер и Жиль" (один из самых удачных проектов Второй Московской биеннале современного искусства) и, наконец, торжественное открытие очередного фестиваля "Мода и стиль в фотографии".

Как всегда, мероприятие оккупирует самые престижные выставочные площадки города: Манеж, Новый Манеж, Центральный дом художника, Московский музей современного искусства, Государственный музей архитектуры им. Щусева, Центр искусств на Неглинной и т.д. В программе фестиваля заявлено более 60 выставок классиков российской и зарубежной фотографии.

И все же рассчитывать на феерическое шоу явно не стоит. Проблема в том, что Ольга Свиблова, стремящаяся оживить будни нашего города сногсшибательными фотособытиями, явно переоценивает творческие возможности "участников забега". Модная фотография, как и всякое коммерческое искусство, живет в условиях суровой конкуренции. Не удивительно поэтому, что счастливчики, достигшие высот гламурного Парнаса, изо всех сил толкаются локтями и крепко прижимают седалища к нагретой вершине. Фестиваль "Мода и стиль" хронически страдает отсутствия новых имен и свежих художественных решений, а мы из года в год любуемся замечательными, но уже несколько надоевшими фотографиями Владимира Мишукова или произведениями любимицы рублевских горничных - Екатерины Рождественской, которые всего пять - шесть лет тому назад казались такими свежими и оригинальными.

Как всегда, ситуацию спасают зарубежные товарищи. Серия "Мода для журнала Citizen K" Жана Ларивьера, "Фетиши" Клода Клоски, пара экспозиций Сары Мун, "Видения" Нэнси Вильсон-Паджик - таков далеко не полный список почетных гостей и участников "Моды и стиля". На протяжении своей блестящей карьеры все они отдали дань коммерческой фотографии.

Лучшее тому свидетельство - персональная выставка Жана Ларивьера, открывшаяся в залах Нового Манежа. Один из самых креативных художников 1960-х демонстрирует почтенной публике свои достижения на ниве гламура. Похоже, что для самого Ларивьера подобная деятельность - пройденный этап. Несколько лет тому назад мастер, когда-то закончивший Школу изящных искусств в Анже, расстался с модой, рекламой и прочей "прикладной фотографией" и вновь обратился к высокому искусству. Которое, впрочем, в данном случае никого не интересует. В экспозицию выставки в Новом Манеже вошло более двухсот произведений, созданных Жаном Ларивьером для фирмы Louis Vuitton. Так появились женщина-кошка, ползущая к сумочке по хрупким конструкциям, босоногий ангел, задумчиво бредущий по шпалам высокогорного района, и амазонка верхом на страусе. Французские критики говорят, что, путешествуя по планете по заказу чемоданной фирмы, Ларивьер ухитрился "построить мизансцену мира его мечты, фиксировать вневременные сюжеты и создать сказочную вселенную, которая нас тоже заставляет мечтать".

Выбор читателей